В обычном праве (например, система устных правовых обычаев племен в Тропической Африке, Океании) правовой статус лица зависит от его принадлежности к определенному племени. Нормы обычного права сохраняются в памяти вождей, старейшин (некоторые европейские исследователи пытались их записывать и даже кодифицировать) и распространяются только на соплеменников. Согласно представлениям, господствующим среди толкователей обычного права, лицо может реализовывать свои права и выполнять свои обязанности, вытекающие из его племенного статуса, только в данном племени. Человек - лишь часть, "клеточка" племени, он не имеет, по существу, отдельных от племени прав. На деле сфера действия племенного обычного права весьма ограниченна, хотя там, где оно действует, большинство населения руководствуется именно его правилами, а не писаными законами. Кроме того, некоторые нормы обычного права включены в тексты законов. Обычное право не применяется для регулирования уголовных, административных отношений, в сфере финансового и многих других отраслей права, распространяясь только на земельные, семейные отношения (порядок обработки общинной земли, распределение выпасов для скота, обрядовые ритуалы при вступлении в брак и др.). На практике, однако, рядовые соплеменники выполняют также натуральные повинности по отношению к старейшинам и вождям (например, обрабатывают их семейные земельные участки).
2. Классификация прав и свобод.
Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан (одни права относятся к личности в целом, другие – только к гражданам, третьи – к определенной группе граждан, например достигших определенного возраста для обладания политическими правами). Чаще всего конституционные права и свободы делятся на четыре группы:
· права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, равноправие граждан перед законом);
· социально-экономические и культурные права, создающие юридические условия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры);
· политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управлении обществом и государством (например, свобода объединения, используемая, в частности, для давления на государственную власть);
· личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности.
Помимо индивидуальных выделяют также коллективные конституционные права. Кроме того, принято, особенно в международном праве, различать права первого, второго, третьего и даже четвертого поколений. К первому, традиционному поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях, ко второму – социально-экономические права, конституционное закрепление которых связано с движениями широких масс, в частности с выступлениями рабочего класса и опытом конституционного строительства в странах тоталитарного социализма, к третьему – права, связанные в основном с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право народов на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые гуманитарные права, к четвертому – группу прав, связанную, прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду).
Следует, однако, учитывать, что все эти классификации имеют условный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры – это социально-экономическое право и одновременно право личности, гуманитарное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической революции и информатизации. Это право может приобрести и политический характер (вспомним преследования деятелей культуры за их творчество в условиях тоталитарных режимов).
3. Виды гарантий прав и свобод.
Гарантии конституционных прав граждан зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени независимости судебной власти, от соразмерности установленных законом ограничений и других факторов. Эти гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические. Первым придается особое значение в странах тоталитарного социализма. В качестве экономических гарантий конституции обычно называют социалистическую систему хозяйства, ликвидацию безработицы, бесплатное предоставление в распоряжение «трудящихся» общественных зданий для проведения собраний и т.д. Политические гарантии в марксистской доктрине связываются с характером государственной власти: подлинной гарантией считается принадлежность государственной власти трудящимся, рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции. Наиболее общей юридической гарантией признается режим «социалистической законности».
В странах рыночной экономики (в том числе социально ориентированной) экономическим и политическим гарантиям в конституционном праве уделяется мало внимания, акцент делается на детально разрабатываемых юридических гарантиях. В доктрине основной социально-экономической гарантией прав граждан считается обладание собственностью, что дает возможность человеку независимо осуществлять свои права, свободу выбора занятий и т.д. Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, разделением властей, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства. В новейших конституциях говорится об основных средствах юридической защиты прав. Среди них: формы обращения в суд, роль судьи в защите конституционных прав, роль президента как гаранта этих прав, деятельность омбудсмена (уполномоченного по правам человека).
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ – процесс превращения политических партий из обычной ассоциации граждан в полноценный конституционно-правовой институт. И.П.П. проявляется в двух взаимосвязанных процессах: в конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов статуса политических партий, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий получает дальнейшее регулирование в законе.
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (от фр. majoritee – большинство) - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются. Различают М.И.С. абсолютного, относительного и квалифицированного большинства (последняя применяется редко). В первом случае достаточно получить более половины всех голосов, во втором – большинство относительно всех остальных кандидатов, в третьем – большинство, превышающее половину голосов, 2/3, 3/4 и т. д. М.И.С. часто комбинируется с пропорциональной избирательной системой.
ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА – институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. Примерно в двух десятках стран политические партии отсутствуют по причине их официального запрета. В остальных государствах существуют однопартийные или многопартийные системы. В науке конституционного права различаются многопартийные системы с одной доминирующей партией – «полуторапартийные», с двумя ведущими партиями – «двухпартийные», с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями) – «2 и 1/2-партийные», собственно многопартийные. Особую разновидность последних составляет система фиксированного законом числа партий. Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными и авторитарными режимами. При этом достаточно часто «руководящая роль» единственной партии получает конституционное закрепление.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии П.Р. Чаще всего наука выделяет демократический, авторитарный и тоталитарный П.Р. Характер П.Р. никогда прямо в конституциях государств не называется (не считая весьма распространенных указаний на их демократический характер), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.