Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 4 (стр. 1 из 3)

2008

Конституционное право зарубежных стран
Содержание.

1. Содержание и способы определения правового положения личности в конституциях зарубежных государств. 3

2. Классификация прав и свобод. 9

3. Виды гарантий прав и свобод. 11

4. Термины и понятия. 12

5. Фактический и юридический статус главы государства, порядок замещения им должности в зарубежных странах с монархической формой правления (на примере Испании). 14

6. Сравнительная таблица: парламенты; личные, политические и социально-экономические права и свободы в конституциях зарубежных стран. 17

Литература. 21

1. Содержание и способы определения правового положения личности в конституциях зарубежных государств.

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режимов говорят только о пра­вах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными госу­дарством.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежа­щие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители "третьего сословия", революционной бур­жуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвига­ется и в настоящее время различными движениями, направленными против ав­торитаризма и тоталитаризма. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права "третьего" и "четвертого" поколения, например, право на использование дости­жений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права госу­дарственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и дейст­виями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлеж­ности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избира­тельные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые соци­ально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет госу­дарства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставля­ются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависи­мости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их раз­деление имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято раз­личать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда "эксплуата­торы" лишались избирательных прав, государственные гарантии права на ох­рану здоровья закреплялись только за трудящимися).

Конституции многих стран различают также обязанности человека (на­пример, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (на­пример, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обя­занности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и за­коны). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государст­венным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непо­средственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, бо­лее конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов от­давать все силы служению народу (как это зафиксировано в китайской консти­туции). Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например, право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследни­ками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избиратель­ного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). Международные акты, ратифицированные государством, могут действовать не­посредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право. Консти­туции некоторых государств устанавливают примат (верховенство) междуна­родного права над внутренним (помимо ратифицированных государством актов это положение относится и к общепризнанным принципам международного права). Нормы международного права по вопросу о правах человека могут дей­ствовать и через внутреннее право, если они включены в законодательство страны. Международное право устанавливает:

· внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям;

· нет абсолютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограни­чены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права и в точно определенных целях (сохранение общественного порядка, публич­ной морали, здоровья населения и т.д.);

· запрещается злоупотребление правами, т.е. использование их с целью нане­сения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц;

· права личности ограничены правами других лиц.

Хотя принципиальные положения международного права о правах чело­века приняты большей частью государств мира, конкретно правовое положение личности в обществе зависит от существующей в данной стране правовой сис­темы, от соответствующего правового регулирования. В условиях демократи­ческой правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, германо-романской "правовой семьи") преобладает индивидуалисти­ческий подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета лич­ности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания. Хотя в новейших конституциях (бра­зильской, итальянской, перуанской и др.) перечень социально-экономических прав довольно широк, они сформулированы скорее как пожелания. В одних конституциях (индийской и др.) эти права рассматриваются лишь как ориента­ция для деятельности правительства, в других (например, в США) многие соци­ально-экономические права (кроме права собственности и некоторых других) вообще не упоминаются. Они не рассматриваются как права в подлинном смысле, поскольку, как считается, их невозможно обеспечить путем судебных исков и решений.

Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитарного социализма) исходит из коллективистских принципов, придавая приоритет об­ществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сторонники считают, что человек живет в обществе и не может быть свободным от общества. По­этому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в сообществе и обеспечены государством. Основная роль в наделении личности (гражданина) правами отводится государству, а прирожденные права в прин­ципе отвергаются. Как отмечалось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан и в отличие от индивидуа­листской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся.

Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существуют преиму­щества для мусульман по сравнению с немусульманами (например, по консти­туции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульма­нин), по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. В ряде стран женщинам не предоставляются избирательные права; женщины-наследницы получают лишь половину той доли, которую по­лучают мужчины; в суде показания двух женщин приравниваются к показанию одного мужчины; и т.д. В Иране в соответствии с Уголовным кодексом, кото­рый с 1979 г. применялся в экспериментальном порядке и вступил в силу в 1996 г., женщина за появление в общественном месте без паранджи может быть на­казана 74 ударами плети, за супружескую неверность ее можно побить камнями (правда, для этого нужно иметь трех свидетелей, что, вероятно, не так просто обеспечить). Обманутый супруг может убить соперника, но женщина такого права не имеет, и т.д. Акцент в мусульманском праве делается не на правах че­ловека, а на его обязанностях перед Аллахом и общиной "правоверных" (перед мусульманской уммой). Правда, классическое мусульманское право предусмат­ривает некоторые имущественные гарантии для женщин, например в случае развода. Бывший супруг должен обеспечить ее и детей. Если он не платит али­менты, ему в Иране грозит тюремное заключение (до 5 месяцев). К тому же классическое мусульманское право применяется только к мусульманам, в от­ношениях их между собой. Остальные руководствуются законами государства и в частных отношениях могут использовать нормы своей "правовой семьи", хотя в странах мусульманского фундаментализма религиозная полиция нравов (мутава) бьет и "неверных" за нарушение мусульманских обрядов, разгоняет вечеринки европейских мужчин и женщин. Классическое мусульманское право действует в своем прежнем виде лишь в немногих мусульманских государст­вах, в большинстве же стран оно подверглось влиянию общечеловеческих норм и принципов, воздействию международного права, но, тем не менее по консти­туциям большинства мусульманских стран источником законодательства явля­ется шариат.