Смекни!
smekni.com

Конституционное право граждан на образование 2 (стр. 1 из 4)

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Ульяновский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Конституционное (государственное) право России
Тема Конституционное право граждан на образование
Фамилия студента Бызова
Имя студента Елена
Отчество студента Сергеевна
№ контракта 05300090101039

Содержание

Введение............................................................................................................ 3

1Законодательные принципы и реформы образования в РФ......................... 5

1.1 Законодательные принципы образования в РФ........................................ 5

1.2 Конституционные нормы в образовании РФ............................................. 7

2 Нормы и принципы системы образования в России.................................. 10

2.1 Система образования и ее принципы....................................................... 10

2.2 Национальное законодательство в сфере высшего образования........... 12

Заключение...................................................................................................... 18

Глоссарий........................................................................................................ 20

Список использованных источников.............................................................. 22

Приложение А................................................................................................. 23

Приложение Б.................................................................................................. 23

Введение

Общественные отношения в сфере образования в Российской Федерации регулировались в общей сложности более чем 500 специальными правовыми актами, причем самый первый из них датирован 30 июня 1930 г. Одно только это создает существенные трудности в правовой работе образовательных учреждений, осложняя не только деятельность всех участников образовательного процесса, но и инициируя условия для необоснованных решений, сказывающихся на судьбах конкретных людей.

Кроме того, проявилась особенно сложная и не до конца осмысленная законодателями и общественностью проблема переходного периода – одновременное действие законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятых в разных государственно-правовых условиях. Наложившись на правовую неопределенность, обусловленную пробелами в законодательстве и разрывами в законодательной вертикали, несовершенство нормотворческой техники, эта отличительная черта переходного периода привела к возникновению коллизий на всех уровнях правового поля сферы образования: между самими федеральными законодательными и нормативными правовыми актами, между федеральными правовыми нормами и результатами нормотворчества субъектов Российской Федерации.
К числу последствий такого положения дел в сфере правового обеспечения процесса развития системы образования России можно отнести медленное освоение требований новых законодательных и иных нормативных правовых актов в деятельности образовательных учреждений ОУ и, наконец, слабое знание гражданами своих прав в сфере образования и медленное становление практики их защиты с использованием средств закона. Хроническое безденежье ОУ почти повсеместно толкает их администрацию на ущемление законных прав и свобод граждан, создающее неравенство доступа к образованию. Эта ситуация усугубляется традиционным пренебрежением граждан России своими правами. Практическое отсутствие в России единого упорядоченного правового поля в сфере образования не только сдерживает развитие этой сферы, но и сводит на нет деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законности, затрудняет судопроизводство, осложняет деятельность адвокатуры по защите законных интересов граждан. В создавшейся ситуации законность в сфере образования поддерживается почти исключительно в административно-бюрократическом порядке, а сами законодательные акты сферы образования часто остаются лишь рекомендательными документами, приводящими к распространению правового нигилизма и избирательности в следовании законам РФ в сфере образования.
Подавляющая часть участников образовательного процесса в своей деятельности руководствуется не нормами законов, а ошибочными предрассудками и понятиями, в основном дремучими, как минимум десятилетней давности. В связи со сложившейся ситуацией наша газета представляет публикацию судебной практики по спорам, лежащим в русле образовательной тематики. Хотя российская система права традиционно считается европейской, ориентированной на кодифицированные источники права, в отличие от англо-американской, прецедентной, тем не менее при разрешении конкретных дел суды невольно ориентируются на устоявшуюся правоприменительную практику либо на мнение вышестоящих судебных инстанций.

Основная часть

1 Законодательные принципы и реформы образования в РФ

1.1 Законодательные принципы образования в РФ

Право на высшее профессиональное образование, согласно п.2 ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, должно быть одинаково доступно для всех на основе способностей каждого и с постепенным введением его бесплатности. Все республики бывшего Советского Союза, ныне государства СНГ, в целом предоставили право на высшее профессиональное образование в соответствии с положениями Пакта.

Присущий российской Конституции новый правовой подход, новая правовая идеология опираются на исторически апробированное положение о правах и свободах человека и гражданина как основной показатель признания и соблюдения права и справедливости в общественной и государственной жизни людей. Своеобразие же состоит в том, что исходно правовое начало, согласно Конституции, представлено в правах и свободах человека. При этом Конституция (п. 2 ст. 17) исходит из того, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принад­лежат каждому от рождения. В конституционном правопонимании сочета­ются два компонента: юридико-аксиологический (права и свободы человека как высшая ценность) и естественно-правовой (прирож­денный характер и неотчуждаемость основных прав и свобод чело­века). Причем оба компонента такого гуманистического правопони­мания исходят именно из индивидуальных прав и свобод. Принцип равенства этих индиви­дуальных прав и свобод определяет вместе с тем и их пределы, рамки их всеобщего признания и реализации.

Нельзя не согласиться с цитируемым автором, что принципиальная ориен­тация государства на права и свободы человека – это не просто учет уроков нашего прошлого и современных международно-правовых требований в данной области, но и по сути своей верная и обоснованная правовая позиция.[1]

Наряду с характеристикой прав и свобод человека в качестве высшей ценности и признанием неотчуждаемого и прирожденного характера основных прав и свобод человека в новой Конституции также подчеркивается общезначимость и обязательность этих прав и свобод для всего государства в целом: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства» (ст. 2). Согласно ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отмечается, что в общем массиве международных стандартов прав и свобод личности особое место занимают стандарты в области образования. Во многом это обусловлено именно тем, что в образовании, как уже отмечалось, сочетаются публичные и частные, личностные интересы. Следовательно, механизм административно-правового обеспечения этого конституционного права граждан должен учитывать двойственную природу права на образование, его «двойное назначение».

Хотя вопрос о правах человека всегда сопряжен с вопросом о соотношении интересов личности и индивида, в работах, посвященных высшему образованию, подобный комплексный подход отсутствует. Оценивается наличие конституционно-правовых основ образования, образование преподносится, как естественное право человека либо исследуются вопросы совершенствования всей образовательной системы. Между тем возможность реализации обсуждаемого конституционного права на высшее профессиональное образование обусловливается единством двух факторов – личностного и социального, или общественного. Личностный фактор проявляется в статусе студента, социальный – в созданном государством механизме надлежащего административно-правового обеспечения этого права.[2]

Уже было отмечено, что под механизмом обеспечения того или иного права понимают закрепленную в законе соответствующую функцию государства, нормативно-правовые акты, различные организации, а также органы, формы и методы управления данной сферой общественных отношений.[3] Однако в последнее время отмечается, что механизм взаимодействия управленческих и правовых средств в образовании еще только предстоит раскрыть, установить особенности его административно-правового регулирования. В сфере образования нет очевидного противостояния между публичной властью и индивидом. Необходимо, однако, чтобы публичная власть выступала гарантом порядка в образовательных отношениях и не подавляла индивида. Поэтому в механизм реализации права на ВПО объективно должен быть включен нормативно закрепленный статус участников этих отношений – в целях создания действительно комплексного механизма и обеспечения приоритета прав личности в нем.

Цели образования производны от конституционных положений, провозглашающих человека, его права и свободы высшей ценностью. «В качестве основной цели управления образованием в РФ следует назвать обеспечение права личности на образование, понимаемое как формирование, реализация определенных мер, направленных на создание и под­держание необходимых условий осуществления человеком предоставленной ему возможности получить образование. Названная цель реализуется посредством конституционно установленных гарантий прав личности в области образования». [4]