Смекни!
smekni.com

Понятие и источники международного космического права (стр. 2 из 4)

3) запуск космических аппаратов и их возвращение на землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря;

4) космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

И, наконец, что касается особенностей непосредственно правовых норм. Четко просматривается тенденция к регулированию всех вопросов международного космического права в отдельных конвенциях и соглашениях, каждая из которых имеет свою область регулирования. Правовые вопросы решаются преимущественно через Комитет ООН по космосу, тогда как в морском праве - на конференциях. Несмотря на очень тесную связь космического права с экологией, правотворчество здесь значительно отстает от других отраслей международного права[5].

Подобная специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями (космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

1.2. Субъекты и объекты международного космического права

Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений и носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях субъекты международного права.

Под субъектом международного космического права понимается участник, в том числе потенциальный, международно-правового отношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использовании космической технологии. В международном космическом праве существует 2 вида субъектов. Основными субъектами являются суверенные государства как носители международных прав и обязанностей. При этом международная правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений.

Вторичными производными - субъектами являются созданные государствами и правомерно действующие международные организации. Объем правосубъектности таких международных организаций ограничен, и он определяется волей их государств-членов и фиксируется в международном договоре, на основании которого они учреждаются. При этом некоторые международные организации в силу своей правосубъектности могут являться субъектами международных космических правоотношений (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, ЕКА), а другие - только субъектами международных правоотношений, ибо у них в Уставах отсутствует наделение их специальной компетенцией[6].

Итак, существенной разницей между субъектами является то, что суверенные государства ipso facto являются субъектами международного космического права, а международные организации являются лишь производными субъектами. Существуют 4 условия, которые должны соблюсти межправительственные организации, чтобы стать субъектом по основным Соглашениям и Конвенциям в области международного космического права:

1) организация должна официальна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению;

2) большинство государств-членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения;

3) большинство государств-членов этой организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 года;

4) организация должна осуществлять космическую деятельность.

Однако и этого может быть недостаточно: по Конвенции об ответственности, по Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне права и обязанности организаций существенно (либо несущественно) ограничены.

Существует точка зрения, что субъектами международного космического права могут считаться физические лица. К примеру, в статье 5 Договора по космосу употреблено выражение «посланец человечества в космос»[7], однако это не означает признания физического лица субъектом международного космического права, ибо по статье 8 «государство при регистрации космического объекта сохраняет полную юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем»[8].

Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности неправительственными организациями (статья 6 Договора о космосе), но это не значит, что неправительственные юридические лица становятся субъектами международного космического права. Согласно указанной статье, «деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора»[9], а сами государства несут международную ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность таких лиц проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в договоре. А поскольку в международном праве общепризнано, что его субъекты являются равноправными и независимыми во внутренних и внешних делах от какой-либо другой власти, значит вопрос о международной правосубъектности юридических лиц ставиться не может.

Существует ещё одна точка зрения: субъектом международного космического права следует считать все человечество в целом. Такая позиция не может быть признана научно обоснованной, а скорее, даже утопической, поскольку она не учитывает современные реальности в жизни международного сообщества и в международных отношениях, основу которых составляет реальное существование государств с различными политическим и экономическими системами.

Таким образом, субъектами международного космического права являются только суверенные государства и международные межправительственные организации, осуществляющие космическую деятельность.

Объект международного права - это все то, по поводу чего субъекты международного космического права могут вступать в международные правоотношения, то есть материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Таким образом, конкретными объектами международного космического права являются:

1) космическое пространство (надземное пространство, начиная с высоты около 100 км над уровнем моря);

2) небесные тела;

3) космонавты;

4) искусственные космические объекты;

5) наземные компоненты космических систем;

6) результаты практической деятельности;

7) космическая деятельность.

Договорного понятия «космический объект» пока не выработано. Существует лишь сложившаяся практика регистрации искусственных космических объектов по соответствующей Конвенции о регистрации. Согласно ей термин «космический объект включает его составные части, а также средства его доставки и их составные части»[10]. Необходимо четко устанавливать временной аспект, то есть момент, зa который искусственный объект становится космическим. Это момент запуска, при этом даже с момента неудачного запуска объект считается космическим. Также объект считается космическим и после возвращения на землю как запланированного, так и аварийного.

Не существует также и договорного определения понятия «космическая деятельность». На сегодняшний день таковой считается деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, в том числе естественных небесных тел внеземного происхождения. Впервые этот термин был упомянут в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1961 года. Использование термина «космическая деятельность» позволяет считать, что государства относят сюда как деятельность в космическом пространстве, так и деятельность на земле, если она связана с деятельностью в космическом пространстве.

Итак, на какую же конкретно деятельность распространяются нормы и принципы международного космического права. В настоящее время толкование понятия космической деятельности зависит от того или иного государства. Но принято считать, что, под космической деятельностью подразумевается размещение созданных человеком предметов на околоземных орбитах, в межпланетном пространстве, на поверхности Луны и других небесных тел. Иногда сюда относят также суборбитальные запуски (то есть вертикальный запуск предметов на большие высоты с их последующим возвращением на землю без выхода на околоземную орбиту. Бесспорно сюда же относятся действия людей (космонавтов) и работа автоматических (автономных и управляемых с Земли по радио) аппаратов и приборов на борту космических объектов (в том числе вход людей и вынос приборов в открытый космос или на поверхность небесных тел) .

Таким образом, если все подытожить, то становится ясно, что понятие космической деятельности связывается с:

1) деятельностью в космической среде, включая операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта,

2) его управлением,

3) возвращением на Землю.

Термин «космическое пространство» употребляется в одном только Договоре по космосу 1967 года 37 раз. Но в международном космическом праве определение этого понятия отсутствует. Вопрос об определении космического пространства продолжает оставаться в повестке Комитета ООН по космосу. Но этот вопрос должен обсуждаться в неразрывной связи с деятельностью по его использованию, что свидетельствует о том, что понятие космического пространства не может быть определено в отрыве от элемента деятельности[11].

1.3. Ответственность в международном космическом праве

Одним из способов обеспечения порядка в международных отношениях с древнейших времен и до наших дней является использование института ответственности. В международных отношениях не существует какого-либо централизованного надгосударственного аппарата принуждения. Гарантией соблюдения международного правопорядка служат сами международно-правовые нормы и принципы, важнейшим из которых является принцип pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. А вот своеобразной гарантией соблюдения этого принципа как раз и является вышеупомянутый принцип - ответственность за причинение вреда или за отказ возместить его.