Тем не менее отмеченные закономерности, связанные с возвышением права, с
превращением его в могучий регулятивно-охранительный фактор, утверждающий
ценности цивилизации, проходят через всю историю человечества. И особо
значимы они сейчас, на современном этапе развития цивилизации.
Право в современном гражданском обществе выдвигается в самый центр
общественно-политической жизни, продолжается его возвышение. И это в высшей
степени существенно потому, что именно через право во многом утверждаются в
обществе приоритет личности, ее высокий статус, права и свободы человека,
господство нравственно-духовных, гуманитарных начал. Все это предопределяет
такой качественный поворот в развитии общества, когда оно, как уже
отмечалось, становится не только «гражданским», но и «правовым». Причем
правовой характер общества - всего общества, а не только одной
государственной власти — выступает в качестве его преобладающей, наиболее
существенной черты.
Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского
общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более
становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо
включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий
при определении правомерности того или иного поведения, предмет судебной
защиты. Отсюда, в частности, возможность обжалования государственных
актов в международные правосудные органы в случаях, когда, по мнению
заявителя, ущемляются права человека. [2, c. 59-62]
Заключение
Право явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют
причины происхождения права. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной
универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались.
Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса
возникновения права.
История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы
человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием
его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой
культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину
человеческих отношений.
В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права может
быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из
них заключается в объяснение права как средств силы, средств преодоления
общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия,
путем принуждения. С этой точки зрения право является орудиями и средствами в
руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой
воли других членов общества. Суть права составляет силу принуждения,
подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией
насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что право обеспечивает порядок в
обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С
этой позиции функционирование права выражается в общих скоординированных
интересах различных групп общества. Суть права составляет общественное
согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией
общественного договора.