Возникновение и развитие права
Введение
Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение
государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы
возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных
народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако
существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого
общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих
в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она
достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были
обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное
расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с
различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые
обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно
новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм,
установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало
различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение
не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный,
академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже
понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность
проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет
четче определять все свойственные ему функции - основные направления его
деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и
политической системы.
Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не
только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения
права.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно
и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения
различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный
процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на
разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.
Моя задача заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины
развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить,
какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на
данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и
целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.
1. Проблема происхождения права
В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется
регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное
регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и
всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два
вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения
конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения
людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех,
на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования
послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию)
права.
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи
— правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного
повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм,
опирающихся на обычай.
Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели
значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации
хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода,
первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было
поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е.
нерасчлененные, единые нормы.
В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы:
морали, религии, правовых начал.
Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли
«первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях
противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных
племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону
обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел
выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только
с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все
более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм
было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое
сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства,
совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в
качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как
противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения
соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой
общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов
рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение,
исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и
племени и др.). [3, c. 76]
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу»
— обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших
наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие
способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в
зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов
животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов,
пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное
обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах
приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления
орудий и др.
Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие
обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки
формирования права.
2. Основные пути возникновения права
Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н.
выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.
Восточный путь происхождения права.
Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой
орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих
резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со
временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная
дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического
неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти.
Экономика основана на государственной и общественной форме собственности,
частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в
которых господствующее положение занимала государственная собственность.
Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-
религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае
необходимости другими обычаями или установлениями монарха. [9, c.26]
Западный путь происхождения права.
Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая
устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью
формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.
Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной
собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в
частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее
богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате.
Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта
- это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения
составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается
похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно
вмешивается третья сила - плебс. [6, c. 32]
3. Причины возникновения права
Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии
друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:
1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии
частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения,
необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев,
обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей,
условий для экономической самостоятельности;
2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях
углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;
3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной
санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать
проведение их в жизнь;
4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя
искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных
субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности