Смекни!
smekni.com

Лекции по Теория государства и права (стр. 18 из 50)

По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. В настоящее время, как правило, используются основания для классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этно-географические, технико-юридические и религиозно-этические при­знаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые мас­сивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы пра­вовых систем.

Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и гос­подствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система — элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых сис­тем, основанная на общности источников, структуры права и исто­рического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и группу германского права, в которую входят право­вые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.

3. Основные правовые семьи народов мира

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции, (восприятия, заимствования) римского права в XII—XVI вв. и получи­ла распространение в континентальной Европе.

Особенности этой семьи состоят в следующем:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) существует единая иерархическая система источников права;

3) система признает деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодифицированный характер;

5) существует общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий;

6) относительно единая система правовых принципов;

7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, об­ладающей высшим юридическим авторитетом. Существует и система кодексов, например гражданский, уголовный, процессуальный. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обы­чаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источни­ком.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) существен­но отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т.е. норма, сформу­лированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом преце­денты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принципы — прецеденты, составляющие систему общего права.

Помимо указанных семье общего права присущи следующие осо­бенности:

1) своеобразное понимание норм права — они не отделены от су­дебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каждому новому делу нужна новая норма права, но создавать прецеденты впра­ве не любые суды, а лишь Верховный суд Англии. Прецеденты может создавать Палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции;

2) специфика структуры права: ей неизвестно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английско­го права выделяют: а) прецедентное право; б) право справедливости; в) статутное право. Право справедливости представляет собой совокуп­ность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обыч­ных королевских судов. При этом его решения основывались на «коро­левской справедливости» и восполняли пробелы в общем праве и вно­сили коррективы в деятельность королевских судов. Статутное право — это право парламентского происхождения (т.е. законодательство);

3) придание важного значения формам судопроизводства, процес­суальным нормам, источникам доказательств;

4) большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полномо­чиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и администра­тивной юстиции;

5) некодифицированный характер законодательства.

Славянская правовая семья стала выделяться в качестве самостоя­тельной только в самое последнее время.

Самобытность славянской правовой семьи определяется следую­щими моментами:

· самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI -XI вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, своим отношением к государст­венной власти, формам ее организации;

· особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллективиз­ма, кооперативности;

· тесной связью государства и права с православной ветвью христи­анства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нрав­ственности;

· будучи прямым наследником Византийской империи, славянская правовая семья через Византию унаследовала из юридических источ­ников законодательные традиции римского права, а позднее — рецеп­цию германского права. Поэтому по технико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе, которая является своеобразным культурно-истори­ческим и юридическим образованием, имеющим свои закономернос­ти развития.

Мусульманское право относится к религиозным правовым систе­мам, так как основано на исламе. Особенности мусульманского права состоят в следующем:

1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего про­рока Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толкова­нии для практического использования. По содержанию нормы му­сульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет посты, которые мусульманин должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установ­ленных правил.

2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран — священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравствен­ности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы пра­вовых взаимоотношений мусульман. Второй источник — Сунна — сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий, которые должны служить образцами для мусульман. Третий источник — Иджма — комментарии ислама, составленные его толкователями. Четвертый источник – Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Са­удовскую Аравию, Ливан, Судан и др.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе — индуизме и составляет одну из религиозно-традицион­ных семей права. К этой семье относятся правовые системы госу­дарств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии и др.

Для этой правовой семьи характерны:

1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы — касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них — отлучение от касты.

2. Источником права и религии считаются веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по суще­ству, правила поведения.

Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Цент­ральной и Южной Африки и Мадагаскар. Для национальных правовых сис­тем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая груп­па имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил.

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъектив­ные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде спра­ведливым считается то, что способствует сплочению группы, восста­навливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права — идея примирения сторон, за­интересованных лиц.