Смекни!
smekni.com

Лекции по Теория государства и права (стр. 45 из 50)

Фактическим основанием применения государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии. Например, уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей (если это не образует состав преступления).

В определенных, четко обозначенных в законе случаях государственные принудительные акции могут применяться и не в связи с правонарушениями и явными аномальными явлениями. Например, в целях предупреждения возможных вредных последствий и обеспечения общественной безопасности – таможенные досмотры, досмотры багажа в аэропортах, административный надзор милиции за лицами, совершившими тяжкие преступления и освободившимися из мест лишения свободы и др.

Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет некоторые особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом. Основным, главным методом является метод убеждения. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме. В этих актах установлены виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, права граждан на защиту. В четвёртых, оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено прежде всего на воспитание добропорядочного гражданина.

Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает:

а) предупреждения правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно правовых мероприятий – осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.;

б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения - задержание правонарушителей, арест преступника, изъятие у него орудий преступлений и т.д.);

в) правовосстановление, то есть восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление доброго имени и д.р.);

г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определённых лишений (лишений свободы штраф и др.).

По своему конкретному содержанию государственное принуждение делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот или иной вид государственного принуждения определяется сферой воздействия на объект. Меры физического воздействия обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта, в то время как психическое государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц.

2. Понятие юридической ответственности

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юри­дическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Лишения — это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.

Основная черта юридической ответственности — штрафное, кара­тельное назначение. При этом кара — не самоцель, а средство перевос­питания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответ­ственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.

Правонарушение является основанием для юридической ответст­венности, где особое значение играет его состав. Состав правонаруше­ния — это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права — правовое основание, без которого юридическая ответст­венность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникно­вения юридической ответственности, порождает определенные право­отношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.

Поэтому, рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии: а) возникновение юридичес­кой ответственности; б) выявление правонарушения; в) официальную оценку правонарушения как основание юридической ответственности в актах компетентных органов; г) реализацию юридической ответст­венности.

Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные предпосылки.

В объективном смысле это означает, что юридическая ответствен­ность возможна в силу правового регулирования общественных отно­шений различными предписаниями, а в субъективном — свободы воли индивида, ибо без этого нет вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.

Таким образом, юридическая ответственность характеризуется сле­дующими основными признаками:

• она опирается на государственное принуждение, на особый аппа­рат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотрен­ных нормами права;

• наступает за совершение правонарушения и связана с обществен­ным осуждением;

• выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера;

•воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.

Таким образом, юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возла­гается обязанность претерпевать соответствующие лишения и небла­гоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Одним из спорных в юридической науке является вопрос о существовании «двухаспектной» юридической ответственности — тради­ционной, или так называемой ретроспективной, ответственности за совершенное правонарушение и позитивной, или, как ее еще называ­ют, перспективной, юридической ответственности. Позитивная юри­дическая ответственность есть сознательное исполнение различных обязанностей (юридических, моральных и иных), понимание своего долга перед окружающими.

Аргументированная критика учения о позитивной юридической ответственности дается в литературе многими учеными. Подчеркивается теоретическая и практическая несо­стоятельность данной точки зрения, поскольку она связана с предпо­ложением, что правом регулируются не только поведение, но и внут­ренний духовный мир человека, поскольку позитивная юридическая ответственность связана с эмоционально-психологическим осмысле­нием и осознанием своего долга перед обществом, государством, дру­гими людьми.

По мнению большинства юрис­тов, так называемая позитивная ответственность не имеет юридичес­кого характера. Особые возражения против существования позитивной юридической ответственности высказывали представите­ли уголовно-правовой науки, ссылаясь на то, что уголовная ответст­венность граждан, не нарушающих уголовный закон, абсурдна и про­тиворечит установлениям уголовного законодательства: уголовной ответственности подлежит лишь тот, кто совершил преступление.

Таким образом, в настоящее время в отечественной науке право­ведения утвердилась позиция, признающая существование лишь рет­роспективной юридической ответственности.

3. Принципы юридической ответственности

Основные функции юридической ответственности — охрана право­порядка и воспитание людей. Обе эти функции преследуют конкрет­ную цель — предупреждение правонарушений. Она достигается только через исправление и перевоспитание правонарушителей, воспитание всех граждан в духе уважения законов.

Успешному осуществлению этих задач служат следующие основ­ные принципы юридической ответственности: законность, обоснован­ность, справедливость, целесообразность, неотвратимость.

Принцип законности означает неуклонное исполнение требований законов и соответствующих им нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Главное требование закон­ности с точки зрения материального права заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные зако­ном, и только в пределах закона.

Обоснованность — процессуальная сторона юридической ответст­венности, заключающаяся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения как объективной истины.

Справедливость означает выполнение следующих требований: а) недопустимость уголовных наказаний за проступки; б) закон, уста­навливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы; в) вред, причиненный правонарушителем, если он имеет обратимый характер, должен быть возмещен; г) карательная от­ветственность должна соответствовать тяжести совершенного правона­рушения; д) за одно правонарушение должно быть лишь одно нака­зание.