Смекни!
smekni.com

Лекции по Теория государства и права (стр. 48 из 50)

2. Профессиональный уровень правовой культуры свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

3. Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права, и т.д.

В юридической литературе принято выделять следующие функции правовой культуры:

1) познавательно-преобразовательная функция направлена на согласование различ­ных интересов общества, на создание правовых и нравственных га­рантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, при­знания ее высшей ценностью. Ее цель – формирование правового государства;

2) праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей зада­чей — обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

3) ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов имеющих ценностное значение;

4) правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязаннос­тей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях право­мерно;

5) коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посред­ством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран;

6) прогностическая функция предполагает анализ тенденций разви­тия данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценнос­тей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Правосознание, как и сознание нравственное, религиоз­ное, научное, нуждается в систематическом рациональном формирова­нии, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и нацио­нальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность госу­дарства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и пове­дение человека в целях формирования определенных позитивных пред­ставлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечиваю­щих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личнос­ти, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Тема 23

Правовой нигилизм и правовой идеализм

1. Понятие и формы проявления правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма.

2. Правовой идеализм и его причины.

1. Понятие, формы и уровни проявления правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма

Нигилизм вообще (в переводе с лат. — «отрицание») выражает не­гативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным цен­ностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторо­нам человеческого бытия. Это — одна из форм мироощущения и соци­ального поведения.

Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебре­жительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второ­степенного явления в общей шкале человеческих ценностей.

Правовой нигилизм способен быстро видоизменяться, приспосабливаться к обста­новке. Существует множество различных форм, сторон, граней его кон­кретного проявления:

1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действу­ющих законов и иных нормативно-правовых актов. Эти нарушения составляют огромный, труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал — наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчисли­мый, не поддающийся точному определению вред обществу — физи­ческий, материальный, моральный.

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юриди­ческих предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) не со­относят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость же зако­нов — признак бессилия власти.

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов.

4. Подмена законности политической, идеологической или праг­матической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции.

5. Серьезным источником и формой выражения политико-юриди­ческого нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бесси­лие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его модификации (декларативность и многословие законов, неуважение к суду, неконтролируемые процессы суверенизации и сепаратизма, разбалансированность правовой системы, несогласованность в управлении, неплатежи, вседозволенность и т.д.).

Основные пути преодоления правового нигилизма — это повыше­ние общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика право­нарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и пра­вопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защи­та прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание насе­ления; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; ско­рейшее проведение правовой реформы и другие.

В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом свя­заны с выходом общества из глубокого системного кризиса — социаль­ного, экономического, политического, духовного, нравственного. Одна­ко многое зависит и от активной позиции самой личности.

2. Правовой идеализм и его причины

Антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим правовым последствиям выступает правовой идеализм, который представляет собой переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, это явление причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм.

Идеи о возможности принципиального изменения общест­ва с помощью мудрых законов — древнего происхождения. Из этого исходил еще Платон в своих мечтах об идеальном государстве. Да и французские просветители не раз указывали на подобный путь избав­ления от несправедливых порядков. Но жизнь неизменно опровергала эти представления.

На право нельзя возлагать несбыточные на­дежды — оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право. Поэтому его нельзя возводить в абсолют.

Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., ибо многие ее положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она еще долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода тор­жественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом можно считать ст. 1 Конститу­ции РФ, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государ­ством. Здесь явно желаемое принимается за действительное.

Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт, хотя в качестве программной эта концепция возможно и заслуживала про­возглашения в Основном Законе страны. Иными словами, хорошо уже то, что такая идея заявлена, законодательно закреплена, ибо умолчание по этому поводу было бы вообще непонятным.

Продолжение реформ в России требует прочной правовой основы, особенно в экономической сфере. Блок таких законов призвана при­нять в соответствии с Конституцией Государственная Дума. Однако при этом важно, чтобы народные избранники имели четкое представ­ление о пределах и реальных возможностях юридических законов, путях их воплощения в жизнь. В противном случае общество опять будет жить в мире иллюзий.