4. Контроль за государственными органами и процессом управления страной.
Государство в свою очередь воздействует на политические партии по следующим каналам:
а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию;
б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.;
в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;
г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий.
Наряду с политическими партиями надо выделять и политические, национальные движения как элементы политической системы. Это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации. Политические, национальные, культурные движения, как правило, не имеют членства, структура их размыта. Часто политические и иные общественные движения не имеют и формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные комитеты, президиумы и т. п.).
2. Право как регулятивная основа политической системы
Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:
• служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых государственными законодательными органами, выражаются интересы большинства, различных слоев, классов, групп населения);
• аккумулирует волю общества, всех его политических сил:
• интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);
• устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.
• субъекты политической организации — государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п. — легитимированы в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) и должны действовать в их рамках.
3. Государство в политической системе. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества
Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками.
Во-первых, это способность к интеграции общества. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный порядок и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.
Во-вторых, государство — это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений. Специфика государственной власти — в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.
В-третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства.
В-четвертых, публичность государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.
В-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства.
Многие десятилетия умы людей заняты теоретическими и практическими поисками такого состояния политической системы, когда человек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни. Таковыми они могут быть в случае, если их усилия будут направлены не на взаимное разрушение или подавление одного другим, а на взаимодействие в рамках сохранения самостоятельности, автономии государства и личности. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принципов гражданского общества и правового государства.
4. Государство и церковь
В истории политических систем особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. Как правило, политические системы большинства обществ, особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, свободы вероисповедания и автономии религии.
В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, – это все же практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».). Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.
Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.
Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. В таком государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.
Для теократических государств характерны следующие признаки:
1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;
2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;
3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане.
Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко.
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями.
Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства.
Тема 4
Гражданское общество и правовое государство
1. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
2. Взаимоотношение гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства.
3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки правового государства.
1. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества
Представления о гражданском обществе прошли длительную эволюцию. Генезис (происхождение) этой идеи уходит в далекое прошлое — к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона, другим древнегреческим учениям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, но сам термин «гражданское общество» стал устойчиво употребляться лишь в XVIII столетии. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое.
Но уже Гумбольдт, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс, Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет еще не было.
По Гегелю, гражданское общество — это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь «в современном мире». Иными словами, гражданское общество противополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество.
Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек — его роль, функции, положение. В то же время личность может удовлетворить свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми.
Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей.
Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного прогресса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение.