Смекни!
smekni.com

Лекции по Теория государства и права (стр. 9 из 50)

С учетом перечисленных признаков государство можно опреде­лить как властно-политическую организацию общества, обладающую го­сударственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой по­рядок на определенной территории.

2. Сущность государства и ее эволюция. Классовое и общесоциальное в сущности государства

Под сущностью любого явления понимается сово­купность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отноше­ний и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Примени­тельно к государству определить его сущность — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность раннеклассового государства состояла в представлении и выражении интересов всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность госу­дарственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организа­ция тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущ­ность составляет диктатура (господство) экономически господству­ющего класса.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отноше­нии эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось как орудие выражения интересов большинства населе­ния. Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партий­ной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несо­гласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государ­ства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством до­стижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев
населения, которые имеют нередко противоположные потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так на­зываемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, так и значительная приверженность современного государства общечело­веческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного госу­дарства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже име­ются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основ­ное содержание деятельности государственной власти составляет вы­ражение воли и интересов стоящих у власти.

3. Типология государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны

Под типом государства понимаются общие, системообразующие, сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении государств в рам­ках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уро­вень развития производительных сил и производственных отноше­ний), который, в свою очередь, определяется господствующей фор­мой собственности на средства производства.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в го­сударственно-правовой надстройке. При этом весь историчес­кий процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государ­стве. При этом выделялись пять формаций: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталисти­ческая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытнообщин­ной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы эконо­мически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марк­систская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовла­дельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип — социалистическое государство.

Переход от одного исторического типа государства к другому осу­ществляется в ходе социальной революции, объективной основой ко­торой служит несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Главные недостатки этого подхода состоят в том, что:

1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;

2) развитие обществ и государств характеризуется как заранее предопределенное: одна формация зако­номерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу: все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.

Суть цивилизационного подхода (Шпенглер, Тойнби, Вебер) состоит в том, что при характе­ристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особен­ности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миро­понимания, мировоззрения, исторического развития, территориаль­ной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образу­ют цивилизацию.

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивили­зации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, вос­точноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобаль­ного гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обы­чаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропони­мания и т.д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

Классификация по цивилизационному признаку страдает схема­тизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкрет­ному обществу. С позиций цивилизационного подхода госу­дарство служит одним из важных факторов духовного развития обще­ства, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению обще­ства нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно ха­рактеризовать тип государства с учетом не только социально-эконо­мических, но и духовно-культурных факторов.

Тема 6

Формы государства

1. Понятие и элементы формы государства.

2. Формы государственного правления: понятие и виды.

3. Формы государственного устройства: понятие и виды.