Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства, свободы, разума, прав человека.
Право построено на трёх «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от неё метод регулирования; государство придаёт ему официальность, гарантированность, силу; экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.
Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер – духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищённая свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы. [3]
Вопрос о сущности права – это один из коренных, главных, наиболее важных в учении о правде, тем более, что сущность права многоаспектна. Этому вопросу посвящено множество научных статей и монографий, один перечень которых без рассмотрения и анализа содержащихся в них мыслей и идей может подтвердить этот тезис.
Ответ на вопрос, почему так много книг посвящено сущности права (научных статей, разумеется, ещё больше), достаточно ясен. Помимо своей научной значимости вопрос о сущности права имел до последнего времени большое политическое значение, поскольку в условиях идеологизированности юридической науки является одним из предметов принципиального политического спора между представителями социалистической юридической науки и так называемой буржуазной. Причём это не был схоластический спор. Это были действительно два принципиально противоположных подхода к понятию сущности права. Ведь «сущность» означает совокупность наиболее глубоких, устойчивых свойств предмета (в данном случае – права), определяющих его происхождение, характер и направление развития. Предметом дискуссии как раз и были причины возникновения права, его определение, роль в обществе, качественные признаки и т. п. Для одних право – это инструмент справедливости и свободы, средство защиты человека от власти, достояние человеческой культуры и разумы, для других – классовый регулятор общественных отношений, и только.
Справедливости ради необходимо отметить, что основным барьером на пути более свободного взгляда на сущность права для большинства российских юристов в течение времени был барьер идеологический. Именно идеологизация юридической науки была основной причиной односторонней разработки сущности права, поскольку нельзя было отступить от классового подхода к сущности права, особенно если это касалось характеристики права западных стран.
Ещё одной причиной недостаточно глубокого познания сущности права в недалёком прошлом было отсутствие преемственности в нашей юридической науке.
Многие мыслители с древнейших времён пытались проанализировать и объяснить такие важные вопросы, как понятие, сущность, социальное назначение права. Причём у некоторых их них было много общего в понимании в понимании права, но были и совершенно противоположные оценки и определения. Противоречивость в подходах к пониманию сущности права, его назначения, роли в жизни общества и отдельного человека сохраняется и до настоящего времени.
Впрочем, такая противоречивость объяснима. Право – слишком значимая ценность для современного общества, для каждого человека, очень глубоко и сложно его влияние на жизнь государства, общества в целом, каждого гражданина, поэтому оно не может иметь одно простое объяснение.
Значение права в международных и внутренних делах государств в последние годы не только не уменьшается, а значительно возрастает, не говоря уже о его значении для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Во-первых, данная проблема является исходной, центральной в учении о праве, её глубокое познание во многом предопределяет дальнейшее познание других вопросов теории права. А во-вторых, даже ранее известное науке непрерывно подвергается изменению в связи с ростом знания, прогрессом общественного развития в целом.
Под сущностью права понимаются те внутренние и необходимые, общие и основные, главные и устойчивые черты, признаки и свойства правовых явлений, единство и взаимообусловленность которых определяют качественную специфику и закономерности развития права как самостоятельной субстанции.
Черты, свойства и признаки, составляющие сущность права, имманентны ему, неотделимы от него, необходимо находятся в нём. Постигнуть сущность означает понять и правовые явления, понять, почему они именно таковы. Это методологическое требование состоит в том, что явления сущности должны быть проанализированы в общественных отношениях, в действии в качестве реального бытия.
Сущность права вообще не может быть раскрыта одной категорией, её можно познать и выразить лишь с помощью системы категорий, воспроизводящих действительную природу и историю права.
Категория «сущность права» выражает общие закономерности развития правовой действительности, а отдельные правовые явления выражают лишь специфические закономерности их развития; в сущности права представлены все основные, существенные, главные черты правовых явлений в их единстве.[4]
1.3. Понятие, признаки и виды законов
Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.[5]
К признакам закона относятся следующие:
он принимается только органом законодательной власти или референдумом;
порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
в идеале он должен выражать волю и интересы народа;
он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов по их юридической силе:
Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);
федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);
4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
по субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);
по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.
по характеру (текущие и чрезвычайные);
по сферам действия (общефедеральные и региональные);
по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические -— ГК РФ, УК РФ и т.д.);
по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
по объему регулирования (общие и специальные).
Глава 2. Проблемы соотношения права и закона
2.1. Закон как форма выражения права
2.2. Основные подходы к понимаю закону и права в юридических доктринах
2.3. Право и закон – юридическая основа правового государства
Заключение
Список использованных источников
[1]Корельский В.М. Теория государства и права. М., 1999. С. 233.
[2]Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – С. 54-59.
[3]Корельский В.М. Теория государства и права. М., 1999. С. 234.
[4]Теория государства и права / Под ред. В. П. Малахова, В. Н. Казакова. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 56.
[5]Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. С. 176.