Таким образом, технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений — это организационно-функциональная система, направленная на создание условий постоянной готовности служб и подразделений органов внутренних дел к быстрому и эффективному решению технико-криминалистических задач, и на практическую реализацию этих условий в целях получения, накопления, обработки криминалистически значимой информации и ее использования в процессе раскрытия и расследования преступлений.
2. Научные и правовые основы применения научно-технических средств и методов
На этапе становления новой науки криминалистическая техника являлась ее основой. В настоящее время это один из разделов криминалистики, включающий в себя научные положения и рекомендации относительно применения средств, приемов и методов, используемых в процессе собирания и исследования доказательств при раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений.
Субъектами применения средств криминалистической техники могут быть не любые, а лишь уполномоченные лица — следователи, дознаватели, специалисты, оперативные сотрудники.
Формы применения средств криминалистической техники:
· процессуальная — при производстве следственных действий;
· непроцессуальная — при проведении предварительных исследований, в ходе оперативно-розыскных мероприятий и т.д.
Сам термин «криминалистическая техника» можно рассматривать в двух аспектах:
1) один из разделов криминалистической науки;
2) технические приборы, аппаратура, оборудование и др., используемые для собирания и исследования доказательств.
Система криминалистической техники включает в себя ряд элементов:
· общие положения;
· криминалистическую фотографию, видеозапись;
· криминалистическую фоноскопию— криминалистическая идентификация по голосу;
· одорологию — исследование запаховых следов;
· габитоскопию — криминалистическая идентификация человека по признакам внешности;
· трасологию — криминалистическое исследование следов;
· баллистику и взрывотехнику — исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств;
· криминалистическое исследование документов;
· криминалистическое исследование веществ и материалов;
· криминалистическую регистрацию.
Основными задачами применения криминалистической техники являются выявление, фиксация, изъятие и исследование следов и иных объектов, их оценка в качестве доказательств по конкретному делу.
Возможность применения средств криминалистической техники для решения ее задач регулируется законодательно. Правовую основу ее применения составляют положения Конституции РФ, касающиеся прав и свобод граждан и определяющие общие принципы уголовного судопроизводства, нормы Уголовно-процессуального кодекса, законы РФ и указы Президента, касающиеся борьбы с преступностью. Так, согласно ст. 83 Уголовно-процессуального кодекса РФ в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Их применение возможно при наличии такого указания в УПК РФ. Например, на возможность применения средств криминалистической техники указывает ст. 164 ч. 6 УПК РФ.
Исчерпывающего перечня средств и методов криминалистической техники законодательно не прописано. Это связано с тем, что, с одной стороны, перечень этот весьма обширен, а с другой — наука не стоит на месте, и уже имеющийся перечень расширяется.
Своеобразная технизация собирания и исследования судебных доказательств не самоцель, и она ни в коем случае не должна быть использована в ущерб законнос ти. Недопустимы такие технические средства и методы, применение которых не согласуется с целями и принципа правосудия. Другими словами, пользование криминалистической техники не должно противоречить действующему законодательству.
Допустимость применения некоторых научно-технических средств прямо предусмотрена УПК РФ. Это касается запечатлевающей (фиксирующей) техники: фотографии, следокопировальных материалов, измерительных инструментов, приспособлений для вычерчивания схем, звуко записывающих аппаратов. Разумеется, кодекс не даёт исчерпывающего перечня этих технических средств, а средства и методы исследовательской техники в нем вообще даже не упомянуты. Тем не менее исследования вещественных доказательств и некоторых других объектов посредством соответствующих приборов и приспособлений вполне правомерны, если, конечно, в отношении того или иного средства закон не предусматривает запрета, а его применение соответствует целям и принципам российского уголовного процесса. Во многих случаях успешное исследование вещественных доказательств без определенных технических средств невозможно.
Требование дать в законе исчерпывающий перечень технических устройств, применение которых для фиксации и исследования доказательств было бы правомерно, является нереальным. Осуществить его практически нельзя, поскольку развитие современной техники исключительно динамично, она беспрерывно совершенствуется и обновляется.
В следственную и судебную практику можно внедрять лишь те из новинок современной техники, которые способны обеспечить надежные результаты при строгом соблюдении законности.
Следует различать допустимость использования технических средств и методов вообще, т. е. безотносительно к тому, кто, в какой стадии уголовного процесса, по отношению к каким объектам и с какими целями их применяет, и допустимость специальную, т. е. в отношении определенных участников уголовного процесса, применяющих технику, и конкретных целей ее применения.
Общая допустимость должна иметь своими предпосылками, во-первых, научную состоятельность метода или средства и, во-вторых, его соответствие принципам гуманизма и демократизма.
Внешним проявлением научной состоятельности технического средства является точность, истинность результатов его применения. Средства и методы, относящиеся к числу научно-состоятельных, при их использовании для фиксации и исследования судебных доказательств дают о последних правильное, неискаженное представление, соответствующее действительности.
Для признания метода научно-состоятельным не обязательно, чтобы с его помощью соответствующий вопрос решался во всех без исключения случаях, так как результативность исследования зависит не только от достоинств метода, но и от иных факторов, в частности от объема, состояния, свойств исследуемого материала.
В отношении такого специфического объекта исследования, как тело человека, можно применять лишь такие средства и методы, которые не наносят ущерба здоровью освидетельствуемого, не причиняют физических страданий и не связаны с унижением человеческого достоинства.
Научная состоятельность любого метода может быть окончательно выявлена лишь в процессе его практического применения. Однако к проверке на практических материалах можно допускать только те приборы и приспособления, которые положительно зарекомендовали себя в экспериментальных условиях.
Представляется целесообразным установить правило, в силу которого новые технические средства внедрялись бы в следственную, судебную и экспертную практику на основании специального решения соответствующего компетентного органа.
Принципиальная допустимость метода отнюдь не означает возможность его применения в любой форме и с любыми целями. Один и тот же метод, будучи пригоден для решения одной задачи, может оказаться несостоятельным при решении другой задачи.
Пределы использования научно-технических средств обусловлены различными факторами. Самые общие границы их применения зависят от пределов доказывания в уголовном процессе, необходимого объема расследования по делу. Правильно определить объем расследования— значит обеспечить сочетание полноты следствия с его быстротой и экономичностью.
Говоря о пределах применения научно-технических средств, нельзя не считаться с реальной возможностью их использования, которая в ряде случаев оказывается ниже имеющихся потребностей.
Ограничения в использовании некоторых технических средств обусловлены иногда их недостаточным количеством. Правда, подобные ограничения были характерны главным образом для начального периода внедрения техники в расследование преступлений.
Следователь и специалист применяют научно-технические средства главным образом с целью обнаружения, фиксации и изъятия доказательств. При этом результатами применения техники являются обнаруженные и изъятые вещественные доказательства либо их материально-фиксированные отображения в виде фотографических снимков, кинолент, схем, слепков, отпечатков следов. Приложенные к протоколу следственного действия, они имеют значение средств доказывания.
Наряду с этим указанные лица в ряде случаев используют технику для предварительного исследования вещественных доказательств. Выводы, сделанные в результате такого рода исследований, доказательственного значения не имеют и ни в каких процессуальных актах фиксироваться не должны. Они могут использоваться лишь с оперативными целями — при выдвижении следственных версий и определении путей поиска доказательств.
Компетенция суда в применении средств криминалистической техники в принципе не отличается от компетенции следователя и специалиста.
Оперативные работники применяют криминалистическую технику главным образом с целью быстрого раскрытия преступлений.
Важнейшее требование, предъявляемое к названным формам использования криминалистической техники,— принятие всех необходимых мер к сохранению изымаемых, фиксируемых и исследуемых доказательств в их первоначальном, неизмененном виде. Таким образом, для предварительного исследования вещественных доказательств допустимо применять лишь такие технические средства, которые не оказывают на изучаемые объекты механического, химического, термического и иных воздействий, вызывающих в них необратимые изменения.