1.2 Методика отдельных следственных действий при расследовании преступлений совершённых организованными группами
Для возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершаемых организованными группами, характерны две следственные ситуации: возбуждение уголовного дела на основе данных, полученных в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, и по официальным данным, предусмотренным ст. 105 УПК. Если в первой ситуации имеется представление о групповом субъекте преступления, то во втором — о совершении криминального деяния организованной группой может быть выдвинута версия на основе исходной информации, полученной в ходе проведения неотложных следственных действий, и в первую очередь следственного осмотра и допроса потерпевших и лиц, явившихся с повинной.
По объему и характеру произведенных разрушений, количеству и весу похищенного, по числу ранений, нанесенных разными орудиями, по следам ног, отпечаткам рук, количеству и виду окурков, использованной посуды и т. д. можно выдвинуть версию о совершении преступления группой участников. Данные осмотра могут свидетельствовать и об опыте, знаниях, навыках, привычках и умениях лиц, совершивших криминальное деяние. Все собранные данные о личности участников группового преступления могут быть дифференцированы и персонифицированы, способны подтверждать не только факт коллективных противоправных действий, но и действительное распределение ролей среди участников группы, степень ее организованности.
В рассматриваемом нами аспекте информация о совершении уголовно наказуемого деяния организованной группой может быть получена путем осмотра предметов и документов, имеющих доказательственное значение: орудий преступления, объектов криминального посягательства, документов, принадлежащих преступникам, и документов, с помощью которых совершены хищения, подлоги, злоупотребления. С помощью письменных документов могут быть выявлены связи проходящих по делу граждан и причастность других лиц. Важное значение может иметь информация, хранящаяся в памяти ЭВМ, которую целесообразно отпечатать на принтере и приобщить к делу.
Среди средств получения информации о совершении преступления организованным сообществом особое место занимает допрос, который позволяет следователю и суду получить наиболее полное представление обо всем случившемся.
При расследовании преступлений, совершенных организованными группами, следователю противостоит, как правило, человек, не желающий говорить правду или вообще давать показания.
К допросам по групповым делам в полной мере относятся общие требования тактики проведения рассматриваемого следственного действия. Это — активность допроса, его целеустремленность, объективность и полнота, необходимость учета свойств личности, ее процессуального положения, а если это подозреваемый или обвиняемый, то его положения и роли в преступном сообществе. Разработка тактики допроса — это выбор его тактических приемов, в том числе продуманной линии поведения самого допрашивающего, а также подготовка доказательств, которые, возможно, потребуется предъявить допрашиваемому. Следователь предварительно решает вопрос о том, в какой момент допроса и какие доказательства могут потребоваться, подбирает и расставляет их в нужном порядке, заранее обдумывает меры по обеспечению их сохранности при предъявлении, выбирает место для их хранения до предъявления. Сложность допроса этой категории лиц требует особенно тщательного продумывания и отбора тактических приемов допроса, установления их строгой очередности, точности формулировки задаваемых вопросов, прогнозирования последствий предъявления допрашиваемому имеющихся доказательств.
Весьма важное значение при этом имеет последовательность допроса членов сообщества. Если из оперативных источников известно, что кто-то из них виновен менее других или менее всех устойчив, то с него и нужно начинать допросы, чтобы затем наиболее эффективно использовать его показания. Иногда же, наоборот, первым допрашивается организатор группы.
Техническое обеспечение допроса — это подготовка необходимых бланков протоколов, канцелярских принадлежностей, пишущей машинки, средств магнитофонной записи показаний, обеспечение присутствия стенографистки (если это необходимо). Применение видеосъемки при допросе имеет двоякое значение, помимо ее роли как средства полной фиксации хода и результатов допроса. Во-первых, такая запись может послужить впоследствии средством изобличения во лжи, преодоления отказа от дачи показаний, побуждения к даче правдивых показаний других участников преступного сообщества. Во-вторых, видеомагнитофонная запись служит средством сдерживания допрашиваемых от изменения показаний или отказа от них и доказательством ложности их заявлений о применении к ним незаконных методов воздействия при допросе. Существенные особенности имеет предмет допроса свидетелей по делам о преступлениях, совершенных организованными сообществами в области экономики. Свидетелями по таким делам могут выступать лица самых различных категорий. Помимо типичных для дел о хищениях вопросов, свидетелям по рассматриваемой категории дел должны быть заданы вопросы, имеющие целью получить информацию в любом (даже минимальном) объеме о том, каков способ хищения, его подготовки, совершения, сокрытия; какие конкретно лица (исходя из этого способа) должны были принимать участие в совершении преступления; кто был инициатором хищения, разрабатывал план действий; каким образом формировалось криминальное сообщество, как был вовлечен в него каждый участник; кто, кроме работников данного предприятия, входил в преступное сообщество, каким образом эти лица были вовлечены в криминальную деятельность, на каких условиях; кто осуществлял подготовку к хищениям, в чем заключались действия каждого из участников; какие конкретно действия и в течение какого времени совершал каждый участник сообщества.
Одна из задач, решаемых допросом свидетелей по рассматриваемой категории дел, заключается в получении исчерпывающей информации о каждом конкретном участнике преступного сообщества.
В ходе расследования может возникнуть и необходимость в изобличении свидетеля или потерпевшего в даче ложных показаний, которые делают это чаще всего из боязни испортить отношения с другими лицами, проходящими по делу; желания выгородить или смягчить вину конкретного участника преступного сообщества в силу родственных, семейных, дружеских отношений или из иных корыстных соображений либо, наоборот, усугубить его вину из мести, ревности или иных низменных побуждений.
Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых определяется в зависимости от характера криминальной деятельности сообщества: насильственные, корыстно-насильственные преступления (разбой, грабеж), ненасильственные имущественные уголовно наказуемые деяния (кража, мошенничество и др.); преступления в области экономики. Тактика допроса указанных лиц зависит от положения и роли участников преступного сообщества, их прошлой (до преступной) деятельности, профессии, образования, семейного положения, наличия в прошлом судимости, знакомства с методами раскрытия и расследования преступлений[2].
В аспекте нашего исследования интерес представляют особенности предмета допроса, определяемые главным образом положением и ролью допрашиваемого в криминальном сообществе. Руководствуясь этим критерием, целесообразно рассмотреть особенности предмета допроса организаторов (руководителей) сообщества, непосредственных исполнителей преступных замыслов, членов групп (или блоков) защиты и прикрытия. Ряд обстоятельств требует выяснения всех категорий этих лиц, и поэтому иногда возникает необходимость повторить допрос.
Особую сложность представляет допрос обвиняемого — руководителя криминального сообщества из числа ранее судимых, рецидивистов, «воров в законе». Во-первых, потому что он уже был неоднократно судим, его несколько раз допрашивали, он сумел накопить определенный опыт, знает, как надо вести себя со следователем. Во-вторых, для него характерны аморальный образ жизни, верность криминальным традициям, наличие определенных связей и, как правило, значительное ослабление социально-полезных взглядов, устойчивость антиобщественных тенденций. С другой стороны, допрос такого подозреваемого или обвиняемого облегчается тем, что он знаком с процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, знает значение того или иного доказательства, а поэтому при предъявлении ему веских доказательств быстрее сознается в содеянном и дает правдивые показания. Допрос в этом случае подчиняется тактическим приемам, которые направлены на получение показаний, подтвержденных другими материалами уголовного дела.
В допросе лиц, ранее судимых, широко используются данные, полученные работниками дознания в процессе проведения оперативно-розыскных мер. Эти данные могут касаться как самого допрашиваемого, так и его соучастников. С их помощью устанавливается, кто из соучастников склонен давать правдивые показания. Именно они допрашиваются в первую очередь, их показания используются для построения плана и выработки тактики последующих допросов соучастников. Следует изучить архивные уголовные дела, запросить данные о судимостях. Расследуемое криминальное деяние по способу совершения вполне может быть похожим на ранее совершенные, поэтому в материалах архивных уголовных дел можно найти сведения о способах совершения и сокрытия аналогичных преступлений, о том, как вел себя на следствии тот или иной обвиняемый и что в отношении него можно предполагать теперь.