Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.
2.2. Принципы и гарантии осуществления права на образование.
Право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в “Законе об образовании” 1995 г., нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом.
В настоящее время многие вопросы образования и государственной
поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится федеральный закон “Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования”[6].
Основные принципы образования закреплены в Конституции РФ, которая, определяя основные права и свободы человека и гражданина, по сути, закладывает основу того, какими должны быть взаимоотношения в сфере образования. Наиболее пристального внимания заслуживают нормы ст. 43 Конституции РФ, отражающие сущность системы образования в Российской Федерации и основу субъективного и объективного права на высшее образование. Так, в качестве одной из основополагающих конституционных детерминант выступает общедоступность высшего профессионального образования, закрепленная в п. 3 ст. 43 Конституции РФ.
Принцип доступности высшего образования представляется одним из важнейших, поскольку напрямую связан с целым комплексом прав и свобод человека.
Следующий принцип образования - светский характер высшего образования. действующее законодательство, во-первых, указывает на светский характер образования только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не упоминая о негосударственных вузах, и, во-вторых, не исключает возможность деятельности вузов, «специализирующихся» на религиозном обучении.
Исходя вытекают следующие выводы:
1. негосударственные образовательные учреждения вправе самостоятельно решать, насколько светским или религиозным будет получаемое в них образование. Такая ситуация не может оцениваться однозначно. С одной стороны, это ставит в неравные условия лиц, обучающихся в вузах, имеющих различный правовой статус. С другой - обеспечивает вариативность высшего образования;
2. в России реально действуют плюрализм и автономность высших учебных заведений, ограниченные рамками Конституции РФ и федерального законодательства.
В Конституции РФ не упоминается принцип гуманистического характера образования. Однако гуманистическая направленность образования вытекает из ст. 2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. В соответствии с этим одним из принципов государственной политики в сфере высшего образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Особое внимание уделено такому принципу, как единое образовательное пространство, которое означает признание уровней и периодов обучения, а также дипломов о высшем образовании независимо от образовательного учреждения, в котором проходило обучение. Главным инструментом, обеспечивающим единство национального образовательного пространства и унификацию содержанияобразования в одной образовательной параллели на всей территории страны, является государственный образовательный стандарт. Данный принцип нацелен и на решение такой важной государственной задачи, как консолидация образовательными средствами местных, территориальных, региональных и общенациональных сообществ в интересах динамичного развития государства в целом и отдельных его территорий, поскольку создает устойчивую основу формирования кадрового потенциала на всей территории страны.
Институт гарантий права на высшее профессиональное образование включает в себя систему образовательных учреждений, образовательных программ, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и т.п. Каждый из этих элементов фактом своего существования и процедурой деятельности гарантирует гражданам возможность получения высшего образования и выступает в качестве основы реализации права.
Вместе с тем исследование механизма правовых гарантий обнаруживает определенную непоследовательность законодателя в вопросе практики их предоставления. Например, несогласованность правовых норм федеральных законов с другими нормативными актами приводит к возникновению правовых коллизий и дискриминации статуса студента негосударственного образовательного учреждения, а достаточно условное (рекомендательное) регулирование правоотношений в программе целевой подготовки специалиста порождает ситуацию нарушенного права для определенной части абитуриентов. Данные вопросы требуют разрешения, как со стороны законодательного урегулирования, так и в правоприменительной практике органов управления образованием. В этой связи представляется необходимым неукоснительное соблюдение норм ст. 20 Закона РФ «Об образовании», где закладывается равенство прав и обязанностей студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию, независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.
Принципы организации образования закладывают фундамент для формализации правовых гарантий качества высшего профессионального образования, которые целесообразно выделить в особую группу гарантий права на высшее профессиональное образование. Это обуславливается тем, что именно гарантии качества образования имеют непосредственное отношение к возможности дальнейшего использования человеком других конституционных прав и свобод. Так, лишь качественное образование гарантирует профессиональную пригодность, а следовательно, реализацию конституционного права на свободу труда в рамках полученной специальности. Таким образом, гарантии качества высшего профессионального образования создают основу реальности данного права.
Заключение
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Реализация конституционных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.
Право на образование – это конституционное установление, составляющее основы правового статуса личности, именно государство с его возможностями должно стать подлинным гарантом конституционных прав личности; в том числе в сфере образования. Меры государственной поддержки образования нужно сочетать с усилением роли государства в обеспечении соответствия образовательной деятельности запросам личности и общества.
Право на высшее образование и раньше гарантировалось гражданам Конституцией СССР и в те времена осуществлялось на конкурсной основе, с целым рядом ограничений для одних категорий лиц и преимуществ для других. Однако существовало и принципиальное отличие в механизме его реализации: все бремя организационных и финансовых расходов несло государство. Провозгласив переход к рыночной экономике, государство изменило социальную политику, в том числе в области образования.
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., содержание социальной политики составляет, в частности, государственное регулирование в сфере образования, обеспечивающее удовлетворение минимальных жизненных потребностей граждан, содействующих росту их интеллектуального и творческого потенциала. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), получению которых должно содействовать общество и государство.
Обретая законодательное выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство, законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы» . В области реализации социальных прав, к каковым относится право на образование, государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы вести «всестороннюю созидательную работу», которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Право на образование, как и другие социально-экономические права, призвано обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, а обществу – достойного индивида, способного решать проблемы общества и государства.