Смекни!
smekni.com

Государственный заказ и механизмы его реализации на уровне региона (стр. 10 из 16)

Органы государственной власти субъектов Федерации принимают также законы и иные нормативные правовые акты в области экономического развития регионов. Значительное внимание законодательных органов субъ­ектов Российской Федерации уделяется вопросам государственной под­держки малого предпринимательства, инвестиционной деятельности, сель­скохозяйственного производства, регулированию градостроительной, торго­вой деятельности, управлению государственной собственности субъектов Федерации, ценовой политике, льготному налогообложению и другим вопро­сам.

При должной реализации соответствующих законов в регионах будут созданы условия для устойчивого экономического развития и повышения уровня жизни населения этих территорий.

Важное значение в осуществлении правового регулирования экономиче­ского развития субъектов Федерации имеют акты высших должно­стных лиц и высших органов исполнительной власти субъектов Федерации. Их деятельность непосредственно направлена на создание стабильной и эф­фективной экономической политики регионов в интересах населения со­от­ветствующих территорий.

Например, на уровне высших должностных лиц субъектов Федерации утверждаются положения об условиях предоставления госу­дарственных га­рантий субъектами Федерации хозяйствующим субъектам. Нередко на уровне высших должностных лиц субъектов Федерации разрабатываются и принимаются акты по государственной поддержке малого предприниматель­ства.

В отдельных субъектах Федерации на уровне актов указанных должно­стных лиц утверждаются региональные целевые программы, действующие в экономической сфере.

Наряду с актами высших должностных лиц субъектов Федерации суще­ственная роль на региональном уровне по вопросам правового регулиро­вания экономического развития соответствующих регионов отводится и актам са­мих высших исполнительных органов государственной власти. Указанные органы принимают разнообразные решения, в которых регла­ментируют раз­личные направления экономического развития субъектов Федерации.

В качестве примера можно назвать принимаемые в ряде субъектов Фе­дерации высшими органами исполнительной власти кон­цепции управления государственным имуществом соответствующего субъекта Федерации[11].

Развитие общего экономического пространства ставит задачу обес­пече­ния единого правового регулирования экономики. В зарубежных федера­циях она решается в трех направлениях: "посредством расширения ком­пе­тенции центральных органов власти, ограничения законодательства субъ­ектов федерации, принятия последними единообразных или унифи­цирован­ных актов". В этой связи в Российской Федерации весьма ак­туальна разра­ботка модельных правовых актов для субъектов Федерации. Они могут быть использованы органами государственной власти субъектов Федерации при подготовке соответствующих законопроектов. При этом следует учитывать рекомендательный характер этих актов, по­скольку в них, естественно, не мо­гут учитываться особенности каждого субъекта Федерации. Ряд содержа­щихся в модельных законах норматив­ных решений должен предполагать, что выбор конкретных вариантов ре­гулирования является задачей законодателя субъекта Федерации, которая решается с учетом региональной специфики (уровня бюджетной обеспе­ченности, обширности территории, развитости со­циальной, транспорт­ной, производственной, информационной инфраструк­туры, а также демо­графических особенностей и других обстоятельств).

Принятие как федеральных, так и региональных правовых актов благо­приятно сказывается на экономическом развитии субъектов Федерации. В целом на региональном уровне наметились очевидные тенденции по ак­тиви­зации позиции органов государственной власти субъектов Федера­ции в раз­витии правовой основы экономической политики, создании бла­гоприятной экономической среды и привлечении инвестиций. Развитие правовой основы позволяет более эффективно использо­вать возможности субъектов Федера­ции в экономической сфере, снижать непроизводительные издержки регио­нальных бюджетов, полнее удовле­творять запросы населения.

Особое значение в этой связи приобретают акты концептуального ха­рактера, которые позволяют повысить систем­ность регулятивного правового воздействия на экономику регионов.

Вместе с тем необходимо отметить, что при правовом регулирова­нии субъектами Федерации отношений в экономической сфере нередко встречаются ошибки и недочеты. Есть примеры вторжения субъектов Феде­рации в сферу исключительного ведения Российской Федерации, включения в региональное законодательство отдельных положений меж­дународных конвенций и договоров, даже еще не ратифицированных фе­деральным пар­ламентом. С другой стороны - имеются случаи вмешатель­ства в экономику регионов со стороны федеральных органов власти, за­прета на осуществление собственного правового регулирования в ряде сфер. Иногда это происходит необоснованно. Например, ряд отношений в сфере лицензирования, ранее признававшихся сферой совместного веде­ния Российской Федерации и ее субъектов, федеральные органы власти считают отношениями в сфере граж­данского права, которое относится к ведению Российской Федерации.

Определенные недостатки имеются и в федеральном законодатель­стве.

Например, в п. 2 ст. 26.3 Федераль­ного закона "Об общих принципах организации законодательных (пред­ставительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации", установлен перечень вопро­сов, решение которых относится к полномочиям органов го­сударственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совме­стного веде­ния, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвен­ций из федерального бюджета). А в п. 4 этой же статьи содержится предпи­сание, согласно которому полномочия органов государственной власти субъ­екта Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением суб­вен­ций из федерального бюджета), не могут быть изменены иначе, как путем внесения изменений и (или) дополнений в указанный перечень.

Но данное положение нередко трактуется достаточно упрощенно, как не допускающее никакого расширения перечня полномочий субъектов Рос­сийской Федерации. Однако при этом не учитывается, что одним из прин­ципов федеральной реформы было недопущение "произвольного и необосно­ванного возложения на нижестоящий уровень публичной власти обязанно­стей, требующих конкретного объема расходов, не финансируе­мых из бюд­жета уровня публичной власти, принявшего соответствующее решение"[12].

Таким образом, целью рассматриваемого законодатель­ного предписа­ния является фактический запрет на наделение федераль­ными законами субъектов Федерации полномочиями, не подкрепленными финансовыми средствами. Такое наделение неоднократно происходило ранее. Естественно, что в условиях различной бюджетной обеспеченно­сти субъектов Федерации не все из них имели финансовые и материаль­ные ресурсы для полноценной реализации таких полномочий.

Однако если в субъекте Федерации имеются достаточные финансовые средства, то перечень полномочий, осуществляемых его органами госу­дарст­венной власти самостоятельно за счет средств регионального бюд­жета, мо­жет быть расширен законами такого субъекта Федерации. В п. 5. ст. 26.3 Фе­дерального закона "Об общих принципах организации законо­дательных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации" сделана важная оговорка о том, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ве­дения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными зако­нами, законами субъекта Федерации, могут устанав­ливаться иные полномо­чия региональных органов власти субъекта по предметам совместного веде­ния, осуществляемые данными органами са­мостоятельно. Но при этом не­пременно должны соблюдаться следующие условия: такие полномочия могут осуществляться только за счет и в пре­делах средств регионального бюджета (за исключением субвенций из фе­дерального бюджета), а также это не должно противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в целях наиболее ин­тенсивного экономического развития субъектов Российской Федерации не­обходимо предоставление их орга­нам государственной власти (прежде всего исполнительным) дополни­тельных полномочий в данной сфере. В настоящее время субъекты Феде­рации практически полностью устранены от участия в решении ряда во­просов социально-экономического развития региона (на­пример, недро­пользования, использования и охраны водных объектов). В ча­стности, концентрация на федеральном уровне всех полномочий, связанных с вод­ными отношениями, негативно сказывается на оперативном решении во­дохозяйственных проблем регионального уровня, ведет к недостаточному учету экономических, экологических интересов субъектов Федерации при предоставлении водных объектов в пользование, осуществлении мер по их охране и восстановлению.

Например, целесообразно рассмотреть вопрос о наделении ор­ганов го­сударственной власти субъектов Федерации полномочиями по владению, пользованию, распоряжению и управлению обособленными водными объек­тами, за исключением водных объектов, находящихся в собственности Рос­сийской Федерации, перечень которых утверждается федеральным Прави­тельством. Такие полномочия могут осуществляться органами государствен­ной власти субъектов Федерации самостоятельно за счет региональных бюд­жетов (без учета субвенций из федерального бюджета).