Смекни!
smekni.com

Государственный заказ и механизмы его реализации на уровне региона (стр. 12 из 16)

Федеральное финансирование определенных полномочий органов вла­сти субъектов Российской Феде­рации влечет за собой и право, и обязан­ность федеральных органов исполнительной власти контроли­ровать как исполнение полномо­чий, так и обоснованное целевое расходование средств. В Федераль­ном законе указано, что в этом случае федеральные органы ис­пол­нительной власти вправе издавать обязательные для исполнения акты и осуществлять контроль за их ис­полнением.

Третий тип полномочий — пол­номочия, которые не требуют расходов, кроме текущих, обеспечивающих организационную деятельность. Из сис­темной связи положений Закона следует, что в этом случае федеральные ор­ганы также вправе осуществлять достаточно подробное нормативное право­вое регулирование порядка и объема исполнения полномочий. Согласно Фе­деральному закону предоставление субвенций из федерального бюджета ре­гиональным бюджетам может не предусматриваться толь­ко в случаях, если установленные указанными актами полномочия не предусматривают необхо­димость создания новых органов государст­венной власти субъектов Федера­ции, бюджетных учреждений и предпри­ятий, дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюдже­та гражданам и юридическим ли­цам, увели­чения штатной числен­ности государственных служащих субъектов Федера­ции и работников государственных бюджетных уч­реждений. Эта правовая конструк­ция также содержит гарантии от возложения на органы государ­ст­венной власти субъектов Федера­ции нефинансируемых федераль­ных ман­датов.

Однако это положение требует конкретизации. Возможно, что ра­нее созданные органы, учреждения субъектов Российской Федерации могут сами осуществлять соответ­ствующие полномочия, но в новом качестве, в резуль­тате их реорга­низации[16]. Однако не вполне ясно, будут ли являться эти органы новы­ми. Поэтому возникает законный вопрос: нужны ли субвенции на обес­печение их деятельности?

Крайне важно учитывать харак­тер сферы общественных отноше­ний, отнесенной к предметам со­вместного ведения, и корректно варьиро­вать методы разграничения полномочий. Как известно, практи­ка законода­тельного регулирования по предметам совместного ведения нередко заклю­чалась в максималь­ном закреплении полномочий по правовому регулирова­нию предме­та совместного ведения за феде­ральными органами государствен­ной власти, в том числе за Прави­тельством РФ и федеральными ор­ганами исполнительной власти не­зависимо от содержания предмета со­вместного ведения.

Законодательное расширение пол­номочий органов государственной власти субъектов Федерации может реализовываться двумя способами.

Первый способ — это расширение полномочий органов государствен­ной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения, финан­сирование исполнения кото­рых производится за счет средств региональных бюджетов (за исклю­чением субвенций из федерального бюджета). Этот путь предполагает внесение изменений в ст. 26.3 Феде­рального закона.

Второй способ — установление полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совмест­ного ведения, финанси­рование ко­торых осуществляется за счет суб­венций, передаваемых из феде­раль­ного бюджета региональным бюд­жетам. Для этого необходимо вне­сение изменений в отраслевое за­конодательство.

Следует заметить, что в преды­дущие годы такая передача полно­мочий не всегда сопровождалась пе­редачей источников финансирова­ния, вследст­вие чего появилась су­щественная диспропорция между расходами бюджетов субъектов Фе­дерации по реализации полномочий сфере совместного веде­ния, преж­де всего в социальной сфере, и до­ходными поступлениями в бюд­жеты субъектов Федерации. В этой связи крайне важно неукоснительное вы­полнение требований данного феде­рального закона в отношении пере­дачи материальных и финансовых средств, необходимых для исполнения переда­ваемых полномочий.

Однако необходимо заметить, что не все субъекты Российской Федера­ции одинаково заинтересованы в передаче указанных выше и иных полномо­чий. В основе этого лежит, главным образом, различная бюджетная обеспе­ченность субъектов Российской Федерации.

Представляется, что и объемы субвенций на финансирование со­ответ­ствующих федеральных пол­номочий должны предусматривать­ся в феде­ральном бюджете отдель­но по каждому полномочию. Для обоснованного определения разме­ров субвенций, на финансирование возложенных на субъ­екты Федера­ции федеральных полномочий было бы целесообразно, чтобы Прави­тельство России разработало и со­гласовало с регионами единую ме­то­дику расчета средств как на со­держание региональных органов исполнитель­ной власти, реализую­щих федеральные полномочия, так и на финансирова­ние возлагаемых федеральных полномочий. При этом механизмы передачи финансов для обеспечения передаваемых полно­мочий могут быть различны.

По моему мнению, значительная часть проблем в рассматриваемой сфере связана с разным уровнем социально-эконо­мического развития субъектов Рос­сийской Федерации, что не всегда учитывается в законодательстве. Одним из способов решения этой проблемы является заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти и ор­ганами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, по соглашению с органами исполнитель­ной власти субъектов Федерации Правительство Российской Феде­рации может передавать им осуще­ствление части своих полномочий, а также осуществлять полномочия, переданные ему органами исполни­тельной власти субъектов Федера­ции на основании соответствую­щих соглашений. Подобные соглашения органы исполнительной власти субъ­ектов Федерации вправе заключать и с другими федеральными органа­ми исполнительной власти. В рам­ках указанных соглашений могут передаваться полномочия и в соци­ально-экономической сфере.

С целью регламентации порядка передачи полномочий на основании соглашений Правительством Рос­сийской Федерации были утверж­дены пра­вила подготовки, согласо­вания и утверждения соглашений между феде­ральными органами ис­полнительной власти и исполни­тельными органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации[17]. Представляется, что именно соглашения, в отличие от федеральных законов, являются бо­лее гибким инструментом эффек­тивного социально-экономического раз­вития Российской Федерации и ее субъектов, поскольку позволя­ют учиты­вать различное экономи­ческое положение регионов.

Успешному решению такого рода задач будет способствовать более полное выявление и эффективное использование законодательного ресурса новой модели наделения полномочиями высшего должност­ного лица (руко­водителя высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта Россий­ской Федерации). Это позволит до­стичь более высокой степени согла­сованности действий и решений федеральных и региональных орга­нов ис­полнительной власти и повы­шения ответственности высших должностных лиц Российской Фе­дерации, ее субъектов за реализа­цию единой государст­венной поли­тики в сфере социально-экономи­ческого развития. Хорошей право­вой основой достижения определен­ных целей являются, в частности, Указ Президента Российской Феде­рации от 2 июля 2005 г. № 773 «Воп­росы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», а также постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 28 сентября 2005 г. № 587 «О Правительственной ко­миссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов испол­нительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

· Подводя итог вышесказанному, предполагается важным отметить, что различный уровень социально-экономического разви­тия регионов Российской Федерации порождает ряд про­блем. Одним из главных инструментов решения данных проблем является грамотное разграничение полномочий между федеральными органами власти и территориаль­ными органами власти субъекта федерации и закрепления источников финансирования этих полномочий.

3.2. Перспективы социально-экономического развития регионов

В последние годы на первый план выдвигаются и проблемы, связанные с устранением деформаций в структуре экономики и социальной сферы непосредственно на региональном уровне.

Значительное внимание уделяется формированию и совершенствова­нию законодательной базы субъектов Российской Федерации, в первую оче­редь по вопросам го­сударственной поддержки малого предпринимательства, инвестици­онной деятельности, сельскохозяй­ственного производства, регули­ро­вания градостроительной, торговой деятельности, управления государ­ст­венной собственностью субъектов Федерации, ценовой политики, во­просам льготного налогообложения и др.

На мой взгляд, принятие соответствующих законов преследует цель создания условий устойчивого экономическо­го развития регионов, эффектив­ного развития и использования всех форм собственности, хозяй­ственной деятельности на территории субъек­та Федерации для более пол­ного удовлетворения потребностей насе­ления.

Особое значение практически для всех субъектов Российской Феде­ра­ции имеет государственная под­держка сельского хозяйства. Наи­более важ­ным фактором стабили­зации аграрной экономики может стать развитие интеграционных процессов. Вновь создаваемым ин­тегрированным формиро­ваниям не­обходима начальная государствен­ная материально-финансовая по­мощь. Данные структуры будут спо­собствовать созданию эффективно­го механизма сотрудничества уча­стников таких процессов, концен­трации ка­питала, сохранению в обороте земли и активной части имущества непла­тежеспособных хозяйств, обеспечению эффектив­ного технологического и финансо­вого контроля на всех этапах про­изводства продукции, снижению рисков при производстве сельско­хозяйственной продукции, возрас­танию уровня государственного ре­гулирования агропромышленного производства, повышению конку­рентоспособности продукции и мно­гому другому.