При расследовании половых преступлений большое значение имеют следы спермы. Они могут быть обнаружены на теле и одежде потерпевших, на разнообразных предметах с места происшествия, а также на теле и одежде обвиняемых.
При производстве судебно-медицинской экспертизы пятен, похожих на сперму, решаются два основных вопроса:
1) установление наличия спермы в пятнах;
2) определение групповой специфичности с целью исключения или подтверждения возможности происхождения спермы от определенных лиц.
В большинстве случаев объектами судебно-медицинской экспертизы являются окурки папирос и сигарет, найденные на месте происшествия. Иногда исследованиям подвергаются носовые платки, тряпки и другие предметы, которыми преступник закрывал рот жертвы.
Пятна слюны на вещественных доказательствах обычно имеют беловатый или желтоватый цвет.
Объектом экспертизы могут быть также части расчлененных трупов или трупные останки при авиационных катастрофах. В этих случаях целью экспертизы является установление возможности происхождения отдельных частей от одного трупа[8].
В последнее время появились новые возможности исследования и идентификации объектов биологического происхождения, например, методом генной дактилоскопии, о чем речь пойдет во второй главе.
В.А.Мамурков[9] ставит вопрос о целесообразности создания криминалистической биоскопии как частной криминалистической теории (учения) и отрасли криминалистики и разрабатывает концепцию теоретической модели криминалистической биоскопии, ее дефиниции, внутреннюю структуру, строит систему общих и частных классификаций следов биологического происхождения;
Ученый считает, что криминалистическая биоскопия – это относительно самостоятельное учение о человеке как биологической системе и происходящих от него объектах биологического характера.
Следы пальцев рук на месте происшествия следует искать с учетом всех особенностей обстановки, характера и последовательности действий преступника. В криминалистике пальцевые следы принято делить на следы касания; следы захвата; следы нажима.[10]
Установление лица, оставившего отпечатки пальцев на месте происшествия, а также времени, условий следообразования является предметом дактилоскопической экспертизы.
Рассмотрим для примера основные элементы кожного рельефа ладонной поверхности.
Флексорные линии представляют собой углубления между наиболее крупными складками кожи, образующимися в основном в результате сгибательных движений кисти. По этим линиям можно установить тип ладонного узора, основанного на взаимном расположении сгибательных складок, получить ориентировочную информацию о половой принадлежности преступника, характере его трудовой деятельности.
Мелкие складки кожи возникают вследствие частичной потери эластичности кожи и располагаются на ладони в разных направлениях, порой образуя подобие сетки.
Папиллярные линии – это узкие гребнеобразные возвышения, разделенные неглубокими бороздками и покрывающие всю поверхность ладони.
Поры – выводные отверстия протоков потовых желез. Они имеют различную форму и располагаются посредине либо у одного из краев папиллярных линий.
Следует отметить, что в зависимости от строения центрального рисунка папиллярные узоры пальцев принято подразделять на три основных типа: дуговые, петлевые и завитковые.
Следы пальцев рук в зависимости от условий, в которых оказывается лицо при совершении преступления, могут быть объемными и поверхностными.
Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.
Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:
· оптического (люминесцентного);
· метода термовакуумного напыления (TBH);
· выявление следов с помощью клея «Циакрин ЭО», позволяющего выявлять «старые» следы (многомесячной давности).
Различают следы босых ног, одетых в чулок или носок и следы обуви.
Когда следы ног представлены одним или несколькими отпечатками, не отражающими элементов походки человека, их называют единичными. Если же следы ног представлены не менее чем тремя последовательными отпечатками обеих ног, т.е. связанными ногами, характеризующими походку человека, такое сочетание следов называют групповыми или дорожкой следов.
В дорожке следов различают: направление движения, линию ходьбы, длину шага, длину расстановки ног при ходьбе, ширину расстановки ног, угол шага и разворота стопы.
Следы ног могут быть маловидимыми и невидимыми. А в зависимости от условий образования выделяют объемные и поверхностные следы. Они также могут быть статическими и динамическими[11].
Информация о следах ног выявляется и анализируется по трем направлениям:
1) о преступнике (пол, возраст, рост, функциональные особенности нижних конечностей, психическое и физическое состояние и т.п.);
2) об обуви (тип, модель, размер, особенности подошвы, особенности эксплуатации;
3) о механизме совершения преступления в целом либо о его части.
Например, для определения половой принадлежности человека кроме особенностей обуви следует учитывать и то, что длина шага мужчины пропорционального телосложения при нормальной ходьбе составляет 70-90 см, а у женщины – 50-70 см.
По следам зубов можно установить лицо, их оставившее, Это достигается благодаря тому, что зубной аппарат обладает комплексом частных признаков, позволяющих при достаточно полном их - отображении в следах индивидуализировать не только конкретную челюсть, но и отдельные зубы.
И. Ф. Крылов справедливо отмечает, что эти следы зачастую недооцениваются, некоторыми следователями. Автор убедительно показал криминалистическое значение следов зубов, приведя интересные и поучительные примеры из практики. Весьма уместно предупреждение автора об опасности некритической оценки заключений экспертов по исследованию следов зубов человека[12].
Криминалистическое значение имеет тот факт, что зубы являются наиболее стойкими элементами организма человека, сохраняющими свои особенности даже под воздействием высокой температуры и не поддающиеся гниению. Порой они оказываются единственными данными, по которым удается установить возраст и личность неопознанного трупа.
Следы зубов в криминалистике принято разделять на откусы (динамические следы) и надкусы, укусы (статические следы).
Признаки, которые отображаются в следах зубов, делятся на общие и частичные, в свою очередь общие признаки можно разделить на анатомические признаки зубного ряда, на функциональные признаки челюстей и признаки отдельных зубов.
Частные признаки зубного аппарата представляют собой особенности внешнего строения отдельных зубов.
Следы зубов чаще всего остаются на небольших предметах, что позволяет в большинстве случаев изъять их вместе со следоносителями или частью его.
На разрешение судебно-трасологической экспертизы чаще всего работниками правоохранительных органов ставятся следующие вопросы:
а) оставлены ли зубами следы, представленные на экспертизу;
б) не принадлежат ли следы зубному аппарату конкретного человека;
в) зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
г) оставлены ли следы зубами одного человека или разных лиц;
д) каковы особенности строения зубного аппарата человека, оставившего следы и др.
Под взломом в криминалистике принято понимать проникновение с преступной целью в закрытое хранилище посредством полного или частичного разрушения запирающего устройства или других преград.
Объекты взлома делят на три группы:
1) запирающие устройства: внутренние, накладные и навесные замки, задвижки, крючки;
2) специальные хранилища: сейфы, железные ящики, сундуки и пр.;
3) строительные преграды: двери, окна, стены, потолки, полы и т.д.
Орудия взлома, как правило, также делятся на три группы:
1) специально предназначенные или приспособленные для целей взлома: отмычки, ломики («фомки») и др.;
2) предметы и инструменты бытового и производственного назначения: молотки, топоры, долота, стамески и т.п.;
3) предметы, случайно оказавшиеся на месте преступления: отрезки металлических труб, прутья и пр.
В зависимости от характера воздействия орудия на объект взлома возникающие при этом следы делятся на три вида:
1) следы давления;
2) следы скольжения (трения);
3) следы резания, распила и сверления.
В зависимости от условий следообразования следы орудий и инструментов могут быть объемными и поверхностными.
По механизму следообразования следы могут быть статическими и динамическими.
В целях установления обстоятельств преступления эксперт решает вопросы, относящиеся к установлению способа взлома и механизма образования следов при данном способе, установлению групповой и индивидуальной идентификации орудия и инструмента, оставившего следы.
Наиболее часто перед экспертами ставятся следующие вопросы:
1) снаружи или изнутри произведен взлом преграды;
2) каким способом и с помощью каких орудий или инструментов произведен взлом;
3) каков механизм образования следов и какова очередность их образования;
4) к какому виду относится орудие, оставившее следы;
5) не оставлены ли следы взлома, обнаруженные на разных преградах, в разных местах одним и тем же орудием;
6) не оставлены ли следы взлома данным орудием: ломом, топором, стамеской и т.д.[13]