Примечательно то, каким традиционно "прогрессивным" способом вышли из такого положения власти г. Москвы.
Ранее, до вступления в силу части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, где содержится ссылка на специальный федеральный закон о порядке передачи выморочного имущества субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, в г. Москве этот вопрос решался Положением "О порядке оформления и передачи перешедших по праву наследования государству или конфискованных по приговору (решению, постановлению, определению) суда жилых помещений в городе Москве", утвержденным распоряжением мэра от 9 августа 2000 г. N 861-РМ <*>.
--------------------------------
<*> Вестник мэрии Москвы. 2000 (август). N 20.
Согласно п. 1 указанного распоряжения и п. 1.1 названного Положения жилые помещения, переходящие по праву наследования к государству, подлежали передаче в собственность г. Москвы. Правовых оснований, установленных федеральным законом для принятия подобной нормы субъектом Российской Федерации, не существовало. Видимо, понимая это обстоятельство, после вступления в силу части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, которая установила в ст. 1151, что для передачи такого имущества необходим специальный федеральный закон, Правительство г. Москвы приняло замечательный акт <*>, в соответствии с которым до принятия федерального закона полномочия по распоряжению комнатами в коммунальных квартирах, а также долями в праве общей собственности на квартиры или комнаты переданы Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы на основании Договора от 23 июля 2003 г. N УЖП-59/3, заключенного между названным Департаментом и территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации. Возможно, подобные решения оправданны с точки зрения житейской целесообразности, поскольку позволяют каким-то образом обеспечить сохранность указанного имущества. Вместе с тем такие решения, безусловно, создают почву для злоупотреблений и возможного нарушения прав, поскольку не имеют под собой достаточных правовых оснований.
--------------------------------
<*> Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 24 сентября 2003 г. N 345 "О порядке реализации выморочного имущества". Документ не публиковался. Приводится по данным информационно-правовой базы "КонсультантПлюс".
Необходимо учитывать, что принятие нового кодифицированного акта с отменой ранее действовавшего и отсутствие специального федерального закона, призванного урегулировать особые отношения в соответствии с данным актом, не всегда приводят к появлению полного правового вакуума. Предотвращение правового вакуума, который может возникнуть в результате отмены ранее действовавшего нормативного акта, является одной из центральных целей принятия специальных, так называемых вводных законов. Относительно сферы нового наследственного законодательства правила, установленные в ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", обеспечивают достижение такой цели, следуя важнейшим началам гражданского законодательства.
В частности, ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" закрепила положение, согласно которому впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с частью третьей Гражданского кодекса Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей названного Кодекса. Данное положение является общей нормой и устанавливает безусловный приоритет части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации по отношению к другим федеральным законам и иным правовым актам.
Часть 2 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривает, что по вопросам, которые согласно части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов изданные до введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР.
Соответственно с учетом ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" названные нормативные акты, не являющиеся законами, могут применяться на территории Российской Федерации впредь до принятия федеральных законов, если они не противоречат части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ранее, до вступления в силу части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество переходило по праву наследования к государству в соответствии с Положением "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Положение о порядке учета), а также утвержденной Министерством финансов СССР Инструкцией от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция Министерства финансов СССР).
Таким образом, с первого взгляда может сложиться впечатление, что названные акты сохраняют свое действие впредь до принятия специального федерального закона, призванного регулировать отношения, возникающие по поводу наследования и учета выморочного имущества, его передачи Российской Федерацией в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований. Именно такую точку зрения можно встретить в юридической литературе <*>.
--------------------------------
<*> См., к примеру: Сосна Н.В. Выморочное имущество: проблемы и возможные пути решения // Бюллетень нотариальной практики. 2004. N 3; Виноградова Р.И., Дмитриева Г.К., Репин В.С. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. В.П. Мозолина. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2002. Коммент. к ст. 1151.
Вместе с тем Инструкция Министерства финансов СССР не относится к числу нормативных актов, перечисленных в ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации". Поэтому можно сделать однозначный вывод о том, что данная Инструкция не подлежит применению на территории Российской Федерации с 1 марта 2002 г. Положение же о порядке учета может применяться в части, не противоречащей части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве получателя выморочного имущества называет непосредственно саму Российскую Федерацию. В связи с этим представляются важными следующие вопросы: в лице каких органов Российская Федерация может получить у нотариуса свидетельство о праве на выморочное имущество в виде жилого помещения? какие действия нотариуса или иного уполномоченного лица должны предшествовать такой выдаче?
В соответствии со ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. При этом в указанной статье подчеркивается, что в таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации.
Положение о порядке учета не регламентирует комплекс отношений, возникающих по поводу совершения нотариусом либо уполномоченным лицом юридически значимых действий, предшествующих выдаче свидетельства о праве на выморочное имущество. Представляется, что данные отношения и не нуждаются в регламентации отдельными актами, в том числе предусмотренным в п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации специальным федеральным законом. Основу регламентации таких отношений должны составлять непосредственно нормы самого Гражданского кодекса Российской Федерации и нормы Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Независимо от того, идет ли речь о выморочном имуществе или об имуществе, наследуемом гражданами, нотариус должен удостовериться в наличии законного основания для выдачи конкретному лицу свидетельства о праве на наследство. В этом смысле ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации не дифференцирует случаи выдачи "стандартного" свидетельства о праве на наследство и случаи выдачи свидетельства о праве на выморочное имущество (наоборот, подчеркивает равнозначность таких случаев). Действия же нотариуса (иного уполномоченного лица) процедурного характера, совершаемые им относительно наследственных дел в целом и предшествующие выдаче свидетельства о праве на наследство в частности, регламентированы гл. XI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. При этом порядок выдачи свидетельства о праве на наследство установлен ст. 71 названных Основ. Поэтому представляется, что действия нотариуса, предшествующие выдаче Российской Федерации свидетельства о праве на выморочное наследство, должны быть регламентированы в рамках указанной главы Основ (в ст. 71). Это обеспечит единство правового регулирования и дополнительно решит задачу кодификации законодательства, позволит избежать "распыления" норм, регулирующих сходные отношения, по разным актам законодательства. При этом необходимость в дополнительной регламентации таких действий с учетом ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации не вызывает сомнения, в особенности относительно наследования Российской Федерацией жилых помещений, когда могут быть затронуты жилищные права граждан.