Смекни!
smekni.com

Квалификация наследства в гражданском праве (стр. 25 из 32)

Таким образом, можно предположить, что в данном случае требуется дополнительный вид учета, поскольку переход к Российской Федерации выморочного имущества может быть в дальнейшем обжалован заинтересованными лицами (наследниками). Однако законодатель даже относительно бесхозяйных вещей, которые еще не перешли в собственность какого-либо субъекта гражданского права (не говоря уже о вопросе учета таких вещей, когда оформлена муниципальная собственность на них), не предусматривает установление порядка учета этих вещей специальным федеральным законом (ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Не предусматривает законодатель и установление федеральным законом порядка учета конфискованных вещей (ст. 243 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Возможно, в п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет об учете выморочного имущества, в отношении которого Российская Федерация еще не получила свидетельства о праве на наследство <*>. Соответственно предполагается, что из-за "нерасторопности" представителей федеральных органов государственной власти будет существовать определенный объем выморочного имущества, хозяин которого до выдачи свидетельства о праве на выморочное имущество не будет определен. Это представляется недопустимым, поскольку именно в устранении бесхозяйности наследства и ее нежелательных последствий заключается главная роль института перехода выморочного имущества в собственность государства. К примеру, когда государственный орган (соответствующий территориальный) не оформляет право Российской Федерации на наследство в отношении выморочного имущества в виде доли в праве собственности на жилое помещение, тем самым создаются препятствия для осуществления прав иных участников долевой собственности по владению, пользованию и распоряжению их долями в праве собственности на жилое помещение (например, при возникновении в связи с открытием наследства права общей долевой собственности граждан и Российской Федерации) <**>. В этом смысле необходимо избегать создания предпосылок для возникновения вышеуказанных ситуаций и не вести речь о порядке учета выморочного имущества, а устанавливать конкретные обязательные сроки для скорейшего принятия Российской Федерацией такого имущества.

--------------------------------

<*> Хотя по существу редакция п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации не оставляет оснований для такого предположения. В частности, согласно данной редакции федеральным законом устанавливается порядок учета выморочного имущества, а также "порядок его передачи в собственность субъектов Российской Федерации и в собственность муниципальных образований". Таким образом, поскольку это учитываемое имущество можно передавать в собственность другим публичным образованиям, то оно должно находиться на праве собственности Российской Федерации.

<**> В этом случае гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании указанного бездействия в порядке, предусмотренном гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, в том числе относительно особенностей такого вида выморочного имущества, как жилое помещение, ранее изложенное предложение, касающееся редакции п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, может получить свое следующее законодательное воплощение:

"3. Случаи и порядок передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяются законом".

Одновременно потребуется внесение изменений (о концепции которых шла речь выше) в иные статьи части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Резюмируя все сказанное, можно отметить, что поднятые в данном разделе вопросы, связанные с переходом права собственности на жилые помещения к государству в порядке наследования выморочного имущества, свидетельствуют об отсутствии их должного законодательного и доктринального разрешения. Такая неопределенность вызывает реальные практические проблемы, для решения которых требуется скорейшее принятие мер законодательного реагирования.

§ 5. Переход права пользования жилым помещением,

предоставленным по договору найма

В данной работе уже отмечалось, что одним из концептуальных положений новейшего законодательства о наследовании (части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации) является установление такого порядка наследования, при котором право наследования обеспечивалось бы государством наиболее максимальным образом. Зачастую такое обеспечение связывается с существенным ограничением законодателем перечня случаев перехода права собственности на наследуемое имущество к государству и одновременным увеличением количества очередей наследников, то есть основное внимание уделяется возможностям наследников по приобретению ими права собственности на имущество, принадлежавшее наследодателю <*>. Не ставя под сомнение значение института наследования для охраны права частной собственности граждан, не стоит преуменьшать роль, которую играет данный институт в сфере обеспечения приобретения гражданами иных имущественных прав в порядке наследования, в частности права пользования жилым помещением, предоставленным по договору найма.

--------------------------------

<*> К примеру, Н.В. Ростовцева отмечает, что "в результате становления рыночных отношений, закрепления за гражданами права частной собственности на имущество круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного правопреемства, значительно расширился. Так, если раньше самым ценным переходящим по наследству имуществом были, к примеру, автомобиль, дача, вклад (при этом обладателями такого имущества были далеко не все граждане), то сейчас объектами наследственного права могут быть и квартиры, и жилые дома, и земельные участки" (Ростовцева Н.В. О некоторых новеллах наследственного права. К принятию третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. N 3).

Следует согласиться с Ю.К. Толстым, который, характеризуя место наследственного права в системе гражданского права, подчеркнул, что по наследству переходят все права и обязанности наследодателя, кроме тех, переход которых по наследству либо не допускается законом, либо невозможен в силу самого существа этих прав и обязанностей. Состав наследственной массы (состав наследства) не ограничивается принадлежавшими наследодателю вещными правами, в нее входят обязательственные права наследодателя, его долги, а также некоторые из личных имущественных прав. Иными словами, отношения по наследованию охватывают самые разные по своей природе отношения, которые не сводятся лишь к имущественным, а тем более к вещным правоотношениям <*>.

--------------------------------

<*> См.: Толстой Ю.К. Наследственное право. Раздел VII. Гражданское право: Учебник. Т. 3. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1999. С. 520.

Интересы субъектов права, участвующих в гражданском обороте, не всегда определяют необходимость обладания имуществом на праве собственности. Кроме того, очень часто купля-продажа невыгодна ни собственнику, ни лицу, которому требуется имущество, принадлежащее данному собственнику, для использования. "Во-первых, - писал О.С. Иоффе, - собственник может в данный момент не испытывать нужды в использовании того предмета, которым он обладает. Для отчуждения же вещи необходимых предпосылок нет, ибо со временем она понадобится самому собственнику. Но вместе с тем вещь оказалась бы омертвленной... если бы закон не допускал ее передачи даже во временное пользование другому лицу. Во-вторых, гражданин или организация, не будучи собственником какой-либо вещи, иногда нуждается в ее использовании лишь эпизодически... В-третьих, потребность в использовании вещи может быть длительной или даже постоянной. Но и в таких случаях приобретение ее в собственность иногда неосуществимо либо экономически нецелесообразно" <*>.

--------------------------------

<*> Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. С. 304.

Поэтому государством должен гарантироваться переход от наследодателя к наследнику не только права собственности, но и, к примеру, приобретенного гражданином до своей смерти права пользования конкретным имуществом. При этом следует обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации гарантирует именно право наследования, имеющее наиболее широкое содержание, а не переход в порядке наследования права частной собственности.

Именно такой подход отражен в части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно ст. 1112 которого в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Это означает, что в настоящее время по существу законодательно закреплено понимание наследства как совокупности не только вещей, принадлежавших наследодателю, но и имущественных прав и обязанностей последнего <*>. Соответственно наследственное правопреемство следует понимать как переход этих имущественных прав и обязанностей от наследодателя к его наследникам. При этом наиболее характерным является то, что с учетом сказанного наследник должен становиться правопреемником совокупности всех принадлежавших умершему гражданину имущественных прав и обязанностей, которые переходят к наследнику, не изменяя своего содержания, а сам переход этих прав и обязанностей должен осуществляться одновременно и сразу одним актом, то есть в порядке универсального правопреемства.