Монархическая форма правления появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной и понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов, обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, по сути, это специфическая форма теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).[3]
Впоследствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи и т.д.
Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец нации», лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из королей Франции заявлял: «Государство – это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.
Как правило, монархи всегда имели свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных, которые давали имущественное обеспечение монархическому дворцу, семейству монарха, а по отношении к государству монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.
Монарх осуществлял единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если сочтет его достойным внимания. Он – высшая власть в государстве.
Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в т.ч. на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх был высшей и последней инстанцией.
Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.
Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх формально юридически независим, практически всегда он испытывает влияние различных международных, политических и национальных сил, во многих государствах возможность такого влияния закреплена юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать прежде всего с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.[4]
Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти. Существует две системы наследования престола - персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:
1) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;
2) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество;
3) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства.
Суть семейной системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии. Общее же в том, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.
Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, в истории были примеры, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.
Монарх считается свободным от ответственности. Он «безответственный» монарх – т.е., как правило, не несет юридической ответственности за результаты своего правления, за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. История знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда народ привлекал монарха к ответственности.
Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что основными признаками классической монархической формы управления являются:
- Верховная власть принадлежит одному человеку – монарху (царю, королю, императору и т.п.);
- Власть монарха не зависит от населения, он пользуется ею по праву, которое не делегировано ему никакой иной властью (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Риского и т.п.);
- Власть передается по наследству (регулируется законом о престолонаследии или обычаем);
- Власть осуществляется пожизненно (бессрочно);
- Монарх является юридически безответственным.
Традиционно монархии делят на абсолютныеи ограниченные.
Абсолютная монархия (от лат. Absolutus - безусловный) – это разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Абсолютные монархии получили наибольшее распространение в Средние века, когда, сменив период феодальной раздробленности, были созданы централизованные государства. В классическом виде она была во Франции в начале 16 века, а свой расцвет пережила в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610-1715). В Англии пик абсолютизма пришелся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах. Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию. В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а рамках отдельных княжеств. Абсолютная монархия существовала и в России на протяжении всего монархического этапа ее истории. Так согласно Воинскому уставу Петра 1, государь являлся самовластным монархом, «который никому на свете о своих делах отвечать не должен».
В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств Среднего и Ближнего Востока, например, в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане. Монархи этих стран являются полновластными главами государств со всеми присущими этому атрибутами, сосредоточением законодательных и исполнительных полномочий, командованием Вооруженными силами; они имеют статус верховного судьи.
В ряде случаев монархи в абсолютных монархиях являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть. В этом случае говорят о существовании теократической монархии. Так, духовный владыка католиков всего мира Папа является одновременно главой государства Ватикан. Элементы теократической монархии присущи и Саудовской Аравии, где глава государства – король не только выполняет религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабитского направления ислама. Процедуре передачи власти королю предшествует согласие узкой группы высших религиозных авторитетов – улемов, а лишь затем согласие членов королевского Совета, куда входят представители многочисленной семьи Саудитов.[5]
Несмотря на известную архаичность абсолютных монархий, необходимо признать, что в государствах восточного типа сильна традиционность монархического государственного и правового сознания и поэтому данная форма правления для них наиболее характерна.
Ограниченная (конституционная) монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная —правительству.
Ограниченные монархии делятся на два вида: парламентарныеи дуалистические.
Парламентарная отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх по конституции сохраняет формальные полномочия главы государства, например полномочия по формированию правительства или по наложению вето на принятые парламентом законы, но данными полномочиями не пользуется. Например, подобная форма правления сложилась в настоящее время в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламентом. Сложилось устойчивое выражение, что «монарх царствует, но не правит».