По отношению к некоторым парламентарным монархиям в последнее время стал применяться термин символические монархии. Например, в Японии император уже на протяжении последних полвека не имеет никакой сколь-нибудь значимой роли в управлении государства, а играет роль тысячелетнего символа нации, поддерживая японские традиции и обычаи.
Дуалистические монархии существующие, например, в Марокко, Иордании, Кувейте. Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Данная форма правления достаточно часто приводит к парламентскому кризису и противоречиям между монархом и парламентом, влекущим роспуск последнего.Дуалистическая монархия является переходным этапом между абсолютной и парламентарной монархией.[6]
В современной теории государства основательно снизилось критическое отношение к монархической форме правления. Многие политики, партии, национальные движения видят в такой организации формы правления избавление от бед, которые в соответствующем государстве происходят из-за гражданских войн, безвластия, неразберихи с передачей власти и т.п.
Наиболее сильны монархические тенденции в Грузии. 8 февраля 2009 года в Тбилиси, в соборе св.Троицы состоялось венчание представителей двух ветвей царского рода Багратиони – Давида Багратиони-Мухранского и Анны Багратиони-Грузинской (Картли-Кахетинской). Нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили нередко заявлял о своей принадлежности к роду Багратиони.
На Украине также есть монархические тенденции. Сторонниками монархии являются партии «Украинский союз монархистов», «Союз Великоукраинцев» и некоторые другие.
В Беларуси политические организации, имеющие цель свергнуть или изменить существующий конституционный строй (в том числе монархические), официально запрещены. Нелегально действует Литвинская Национально-Монархическая Партия – Партия Литвинцев, однако она малочисленна и не имеет опоры в народе. Кроме того, руководящие органы партии располагаются в Литве, что затрудняет сотрудничество между членами.
Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют некоторое влияние монархические партии. Монархисты сильны также в исламских странах. В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР монархические взгляды диссидентов связаны с антикоммунизмом. В Камбодже после свержения маоистов через 14 лет была восстановлена монархия.
Словом, монархия вовсе не устаревшая и не отжившая форма правления и ее потенциал не исчерпан.
§ 3. Республика.
В переводе с латинского означает «общественное дело». В современном понимании республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами избираемыми населением на определенный срок. Республиканская форма правления, также как и монархическая, весьма древняя форма государственной организации общества.
Первые республики появились уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-IIIтыс. до н.э.), а впоследствии в древнегреческих полисах. Власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). В этой структуре зачастую верховенство оставалось за демократическим органом власти – советом и собранием. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военноначальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.
Республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.
Например, древнегреческие республиканские формы правления были обусловлены внутренним социально-классовым развитием античного общества, островным положением многих древнегреческих полисов, значением морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса (народа) и его функций как коллективного рабовладельца и т.д. В иных регионах, например, в некоторых месопотамских городах-государствах, необходимость собрания и совета вырастала из организации общинного земледелия, когда представители общинников-земледельцев – основной производительной силы этих обществ – брали на себя функции организации и осуществления государственной власти в своих интересах.
Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.
Республиканское правление основано на принципе разделения властей. Принципы разделения властей – разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, когда различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы; правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение; судебным органам – осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение.
Все ветви единой государственной власти осуществляют властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти-подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.
Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной власти. Борьба подчас приобретает весьма острые, даже ожесточенные формы, под угрозой оказываются сами республиканские формы правления.
Впервые идею разделения властей глубоко, подробно разработал в своем фундаментальном труде «О духе законов» Ш.Монтескье (XVIIIв.). Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа.
Идея разделения властей означала создание в сфере организации государства систему «сдержек и противовесов», обеспечивающую власть народа, не позволяющую той или иной ветви власти, а стало быть, и конкретным их представителям, стать своеобразными коллективными или единоличными диктаторами, подмять под себя все иные органы государственной власти, осуществить антиреспубликанский переворот.
Кроме того, нормальная организация государственной власти на основе разделения полномочий ее органов, их баланса позволяет лучше обеспечивать государственное управление, например, повышать качество законов и их исполнения (проекты предлагаются, как правило, исполнительной властью, прорабатываются, уточняются в парламенте, принимаются им в виде законов, исполняются правительством, контролируются судебными органами).[7]
Словом, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, а в-третьих, осуществлять контроль за действием государственных органов.
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. Республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но так или иначе народ обязательно участвует в формировании органов государственной власти.
В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность.
Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребление со стороны тех или иных должностных лиц, это дает основание для привлечения их дополнительно и к юридической ответственности.