Смекни!
smekni.com

Международное публичное право 3 (стр. 5 из 9)

Ратификация договора — это акт высшей власти государства в со-ответствии с его внутренним правом, подтверждающий обязательность договора для данного государства. Ратификация производится либо единолично главой государства, либо совместно с высшим законода-тельным его органом (парламентом или другим адекватным ему орга-ном). Акты принятия, утверждения договора или присоединения к нему касаются уже заключенных договоров, допускающих участие в них путем совершения таких актов. В их основе лежит акт ратификации, который затем в ходе обмена соответствующими документами или их депонирования у депозитария именуется указанным образом.

Договор может быть заключен также путем обмена документами, его образующими. Это наиболее упрощенный способ заключения меж-государственных договоров, касающихся обязательств государств как бы второстепенного значения. Обычно заключение таких договоров осуществляется путем обмена личными или вербальными нотами (письмами), исходящими от министерства иностранных дел или дип-ломатического представительства в государстве, с которым заключает-ся договор. Одно государство направляет другому ноту, содержащую положения, которые оно готово считать для себя юридически обяза-тельными. Другое государство подтверждает получение ноты, повто-ряя (в кавычках) ее содержание.

Тема 13

Международное право регулирует взаимоотношения между свои-ми субъектами — государствами, международными организациями, конфедерациями, международными органами и иными международ-ными институциями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, т.е. пользоваться определенными иммунитетами и привиле-гиями.

Совокупность международно-правовых норм, регулирующих пред-ставительство субъектов международного права в международных от-ношениях, участниками которых они являются, и составляет то, что следует именовать собирательно правом внешних сношений.

Юридический статус и правовой режим (иммунитета и привилегии) иных, помимо государств, субъектов международного права, органы которых и должностные лица неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются спе-циальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и, соответственно, общим международным правом не регулируются. В числе таких договоров — Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммуни-тетах специализированных учреждений 1947 г.

Органами внешних сношений являются постоянные дип-ломатические представительства, учреждаемые по взаимному согла-сию государств, и специальные (временные, ad hoc) миссии, направ-ляемые государством в другое государство также по их взаимному со-гласию для выполнения определенной задачи, согласованной посыла-ющим и принимающим государствами (главным образом для ведения переговоров).

Консульское право — один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами. Его нормы кодифицированы ныне в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Участниками этой Конвенции являются около 120 государств. Од-нако распространенная практика государств, включая участников Кон-венции, состоит в заключении двусторонних консульских конвенций, конкретизирующих или видоизменяющих соответствующие положе-ния общего международного права и, в частности, определяющих райо-ны деятельности консульских учреждений, именуемые консульскими округами.

Главы консульских учреждений делятся на четыре класса: гене-ральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов. Соответственно именуются и сами консульские учреждения — гене-ральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.

Специфика консульских сношений состоит прежде всего в том, что они возможны и без наличия дипломатических отношений и разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва от-ношений консульских.

Специфичны и консульские функции, подробно изложенные в Конвенции. Главная такая функция — защита в государстве пребыва-ния (обычно в пределах консульского округа) интересов отечественно-го государства, его граждан и юридических лиц на основе предписаний международного права.

Консульские учреждения (и их персонал) пользуются в соответст-вии с международным правом (в частности, с консульскими конвен-циями) определенными иммунитетами, привилегиями и возможнос-тями.

В целом иммунитеты консульских учреждений и их должностных лиц существенно уже дипломатических иммунитетов, а привилегии и возможности с учетом специфических консульских функций значительно шире.

Тема 14.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межпра-вительственных организациях, т.е. организациях, созданных первич-ными субъектами международного права.

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов. Amnesty International и др„, уч-реждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с ино-странным элементом». Уставы этих организаций в отличие отуст^О» межгосударственных организаций не являются международными До-говорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительст-венных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы меж-дународного права и, следовательно, не могут, в отличие от межпра-вительственных организаций, обладать всеми элементами междуна-родной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не облада-ют суверенитетом, не имеют собственного населения, своей террито-рии, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъ-ектами на договорной основе в соответствии с международным пра-вом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, пред-усматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном об-щении от своего собственного имени, а не от имени государств-чле-нов. Иными словами, организация обладает своей собственной (прав-да, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций следующие:

право участвовать в создании международно-правовых норм;

право органов организации пользоваться определенными власт-ными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обя-зательных для исполнения;

право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предостав-ленными как организации, так и ее сотрудникам;

право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

Тема 15.

Международное гуманитарное право является важнейшим инструментом защиты прав человека в экстремальных услови-ях военных конфликтов.

Наиболее распространено определе-ние международного гуманитарного права как отрасли между-народного права, принципы и нормы которой направлены на то, чтобы ограничить причиняемые вооруженными конфликтами страдания и бедствия путем установления недопустимых мето-дов и средств ведения военных действий, чтобы обеспечить за-щиту жертв войны и гражданского населения, а также устано-вить надлежащую ответственность и неотвратимость наказа-ния за "серьезные нарушения" гуманитарного права.

Один из ведущих специалистов в данной области, видный деятель Международного Комитета Красного Креста и председатель его Юридической комиссии профессор Жан Пикте определяет международное гуманитарное право как "важнейший раздел международного права, проникнутый духом гуманности и на-правленный на защиту индивида в военное время". Как видим, Ж. Пикте особо подчеркивает связь международного гумани-тарного права с принципом гуманности и утверждением гума-нитарных отношений в международном праве. Можно привес-ти и другие определения международного гуманитарного пра-ва, и все они без исключения в качестве генерирующего прин-ципа указывают на гуманность и защиту в ходе вооруженных конфликтов основных прав человека, таких, как право на жизнь, физическую неприкосновенность, уважение человеческой лич-ности, запрет пыток и насилия.

Международное гуманитарное право состоит из двух раз-делов, именуемых "правом Гааги" и "правом Женевы". Исто-рически первичным является "право Гааги" или "право вой-ны", которое устанавливает права и обязанно-сти воюющих сторон при проведении боевых операций и ог-раничивает методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних, а равно и неоправданных военной необходимостью человеческих жертв и разрушений. Как отмечает Ж.Пикте, уже в основных Гаагс-ких конвенциях 1899 и 1907 гг. их создатели руководствова-лись идеалами гуманизма и человечности. Однако, подчерки-вает он, их основная цель состояла главным образом в том, чтобы регулировать военные действия соразмерно военной не-обходимости и обеспечить дальнейшее существование государ-ства.