Смекни!
smekni.com

Международное публичное право 3 (стр. 8 из 9)

Правовой режим континентального шельфа сводится к тому, что прибрежное государство осуществляет над континентальным шель-фом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что никто другой не может осуществлять деятельность на континенталь-ном шельфе такого государства без его определенно выраженного со-гласия на то.

Природные ресурсы континентального шельфа включают мине-ральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», как они определе-ны в п. 4 ст. 77.

Тема 22.

Международное воздушное право — отрасль современного международного права, регулирующая международные полеты воз-душных аппаратов (судов) той или иной национальной (государствен-ной) принадлежности.

В основе регулирования международных полетов лежат два основополагающих принципа: принцип полного и исключительно-го суверенитета государства над воздушным пространством над его территорией и принцип нераспространения суверенитета государства на воздушное пространство, расположенное над негосударственной, международной территорией.

Соответственно правовой режим воздушного пространства госу-дарства устанавливается его внутренним правом с учетом международ-ных обязательств государства в соответствии с общими (универсаль-ными), многосторонними или двусторонними соглашениями, участни-ком которых оно является, а иногда в соответствии с односторонними юридическими актами государства, признанными другими государст-вами, которых они касаются.

Правовой режим негосударственного, международного воздушно-го пространства устанавливается исключительно международным пра-вом. В его основе свобода полетов над такими пространствами, под-твержденная, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву и осу-ществляемая в соответствии с условиями этой Конвенции и других норм международного права.

Основной источник современного воздушного права — Конвенция о международной гражданской авиации 1944г. (Чикагская конвенция) содержит определение термина «международное воздушное сообще-ние» как означающего воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государст-ва (ст. 96).

Регулярные международные воздушные сообщения (международ-ные полеты), регулируемые Чикагской конвенцией, не могут осущест-вляться над территорией или на территорию государства-участника иначе чем по специальному разрешению или с иной санкции этого государства. Чаще всего такое разрешение дается путем заключения соответствующих международных соглашений.

Однако государства — участники Конвенции согласились, что все воздушные суда других государств, не занятые в регулярных воздуш-ных сообщениях, имеют право при соблюдении положений Конвенции осуществлять полеты на их территорию или транзитные беспосадоч-ные полеты через их территорию без получения предварительного раз-решения.

Конвенция также учредила Международную организацию граж-данской авиации (ИКАО), подробно определив ее цели и задачи (ст. 44). В их числе: обеспечивать безопасное и упорядоченное разви-тие международной гражданской авиации во всем мире; способство-вать безопасности полетов в международной аэронавигации.

Чикагская конвенция, а также заключаемые на ее основе государст-вами двусторонние и многосторонние соглашения регулируют главным образом регулярные международные полеты гражданской авиации, осу-ществляемые должным образом управомоченным на то государством его национальными авиапредприятиями для перевозки пассажиров, ба-гажа, грузов и почты за установленную плату, т.е. в коммерческих целях. При этом в соответствии с действующими соглашениями они наделены следующими основными правами, именуемыми также «свободами воз-духа»: правом транзитного полета без посадки на территории государст-ва, предоставившего такое право; правом перевозки в другое государство пассажиров, груза и почты, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна. Все это подробно регламентируется соответствующи-ми межгосударственными соглашениями.

Тема 23.

Международное космическое право — отрасль современного меж-дународного права, регулирующая деятельность государств по иссле-дованию и использованию космического пространства, устанавливаю-щая его правовой режим.

Потребность международного правового регулирования космичес-кой деятельности порождена научно-техническим прогрессом, привед-шим к запуску Советским Союзом 4 октября 1957 г. первого искусст-венного спутника Земли, ознаменовавшему начало освоения человече-ством космического пространства.

Космической деятельностью занимается ныне весьма ограничен-ное число высокоразвитых и обладающих соответствующими возмож-ностями государств. Но в результате такой деятельности и в ее между-народно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование косми-ческой деятельности с самого начала стало осуществляться путем за-ключения главным образом универсальных международных соглаше-ний, открытых для участия всех государств.

В основе правового режима космического пространства лежат вы-работанные в рамках ООН или под ее эгидой международные универ-сальные договоры. В их числе: Договор о принципах деятельности го-сударств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о реги-страции объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. Такими договорами являются также: Соглашение о спа-сении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объек-тов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космически-ми объектами, 1972 г.

К числу источников международного космического права универ-сального характера относятся также договоры, частично регулирую-щие и космическую деятельность. Это, например, Договор о запреще-нии испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом про-странстве и под водой 1963 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на при-родную среду 1977 г.

Основные принципы, касающиеся правового режима космическо-го пространства, предусмотрены Договором о принципах деятельнос-ти государств по исследованию и использованию космического про-странства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. Некоторые такие принципы были конкретизированы и развиты в других универ-сальных соглашениях, упоминавшихся выше, в частности в Соглаше-нии о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Согласно ст. 1 Договора 1967 г., исследование и использование кос-мического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного разви-тия. Оно открыто для исследования и использования всеми государст-вами без какой-либо дискриминации.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, согласно ст. II Договора, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Таким образом, четко устанавливается, что космическое простран-ство является негосударственной, международной территорией (прак-тически в пределах Солнечной системы), правовой режим которой ус-танавливается соответствующими положениями международного права. В основе такого режима — положение о свободе исследования и использования космического пространства всеми государствами на благо и в интересах всего человечества. Результаты космической дея-тельности являются общим достоянием человечества.

Тема 24.

Антарктика представляет собой обширный район, расположенный южнее 60-й параллели южной широты и включающий материк Антарк-тику и шельфовые ледники. Особый ее режим не затрагивает прав любого государства в отношении вод открытого моря в пределах этого района.

Особое положение этого района объясняется, в частности, тем, что в начале XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобрита-ния, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкно-вениям между государствами. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохра-нении за ним всех прав, основанных на открытиях и исследованиях русских мореплавателей.

Бесперспективность продолжения такой ситуации и интенсивное развитие международного сотрудничества по исследованию и исполь-зованию Антарктики в общих интересах человечества потребовали ус-тановления особого правового статуса и режима ее территории. В 1959 г. была созвана Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие 12 государств (Аргентина, Австралия, Бель-гия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Аф-риканский Союз, СССР, Великобритания и США) и которая вырабо-тала Договор об Антарктике. Ныне участниками этого договора явля-ются более 40 государств. На основе этого договора в дальнейшем были заключены другие договоры, регулирующие, в частности, использова-ние ресурсов Антарктики.

Договор 1959 г. исходит из двух основных положений: во-первых, он не признает суверенитета какого-либо государства на ту или иную часть территории Антарктики, хотя и не отвергает существующие тер-риториальные притязания (он как бы «заморозил» их); во-вторых, он исходит из убеждения международного сообщества государств в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях.