Смекни!
smekni.com

Понятие и признаки права (стр. 2 из 5)

• справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством, закрепленность в праве норм и принципов общечеловеческой морали;

• юридическое равенство граждан перед законом и судом, про­возглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедшее свое воплощение в ст. 19 Конституции, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, наци­ональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;

• гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны за­креплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и граж­данина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое до­стоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции: «1. До­стоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыт­кам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое до­стоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добро­вольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;

• демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непо­средственного народовластия, с помощью которых граждане могут уча­ствовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

• единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участни­ков правоотношений—субъектов права— и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена со­ответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

• федерализм, присущий только тем правовым системам, которые характерны для федеративных государств. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства: общефедеральная и региональная. Существует четкое распределение полномочий и пред­метов ведения между федерацией и ее субъектами;

• ответственность за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нор­мы. Вина служит ведущим началом, определяющим основания юриди­ческой ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к послед­нему не могут быть применены меры юридической ответственности;

• законность — система требований общества и государства, со­стоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Феде­рации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Феде­рации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы»;

• сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регулято­рам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: право-воспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Особенности принуждения:

а) более жесткий метод воздействия права на субъектов;

б) является второстепенным применяемым методом;

в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;

г) выступает как средство исправления и перевоспитания, т.е. вклю­чает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов об­щества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер при­нуждения и убеждения в праве.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов­ном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип свободы труда, принцип материальной заинтересованности работни­ков в результатах своего труда; в земельном праве — принцип целево­го характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отно­шений, так как они не только определяют общие направления правово­го воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).


2. НОРМЫ ПРАВА И ПРАВООТНОШЕНИЯ

§2.1. Особый ракурс – собственный (специальный) предмет

юридической науки

Представления о праве в целом имеют общенаучный характер. Они в принципе в той или иной ме­ре охватываются содержанием всех гуманитарных (и, пожалуй, не только гуманитарных) наук - таких, как история, социология, педагогика и т.д. И они к тому же даже в самых простых обобщениях уже отходят от непо­средственной правовой материи, все более и более «влезают» в общетео­ретические рассуждения и философию.

Главное, что обусловливает специальное рассмотрение юридических норм и субъективных прав, других аналогичных вопросов (главным обра­зом в рамках особой категории - правоотношения), - это особый угол зре­ния, характерный именно для юридической науки, имеющей по своей ис­конной природе практическую, прикладную направленность. Угол зре­ния, который позволяет проводить аналитическую проработку материала, так сказать, препарировать его, и в результате этого получать такие «детали» и «подробности» в отношении юридических реалий, которые необ­ходимы для юридической практики, для решения жизненных ситуаций на основе требований и начал такого сложного, многогранного социального феномена, как право.

В связи с подобного рода потребностью с давних исторических вре­мен и сложилась научная и учебная дисциплина, которая ныне носит на­звание «аналитическая юриспруденция», или по общим вопросам - «об­щая теория права», которая преподается для людей, начинающих изучать право, на первых курсах юридических учебных заведений.

В чем заключается своеобразие того специально-юридического угла зрения, который выражен в аналитической юриспруденции, в учебной дисциплине для начинающих юристов?

Наиболее общий ответ на этот вопрос - в том, что в результате юри­дического анализа должна быть раскрыта анатомия права, без которой невозможно поставить квалифицированный юридический диагноз, в частности, дать юридическую квалификацию дела, и принять необходимые юридические меры, т.е. в соответствии с правом решить юридически значимую жизненную ситуацию.

Анатомия же права - это прежде всего необходимость строгой точно­сти при обозначении и определении тех или иных юридических явлений. Причем точности, связанной с возможными или даже необходимыми юридически обязательными (принудительными) последствиями. И отсю­да - предельной, скрупулезной точности математического типа.

И право в данной плоскости (что и предопределяет своеобразие научного подхода к нормам и правоотношениям) - это во многом явление технико-юридического, строго логического, математического порядка, которое в отличие от других социальных регуляторов (морали, обычаев) призвано вносить в жизнь общества, в поведение людей строгую определенность, давать прямые, неуклончивые ответы: виновен - не виновен, является или не является данное лицо собственником. И — определять на основе «анатомического разбора» данной жизненной ситуации юридиче­ски обязательные принудительные последствия.

§2.2. Характерна ли аналитическая юриспруденция только для романо-

германской «семьи»?

В юридической науке ряда стран, в особен­ности построенных на началах англосаксонского общего права (по боль­шей части США), господствует настроение, в соответствии с которым аналитическая, анатомическая проработка той или иной ситуации - это удел юридических систем романо-германского типа, непосредственно воплотивших культуру римского права (Германии, Франции, России). А вот для прецедентного права, в особенности американской юридической системы, главное - это суд, его деятельность, лежащие в ее основе разно­образные критерии, факторы, причем не только формально юридические, но и моральные, деловые и др. Отсюда в правовой настроенности право­ведов указанных стран на первое место в практическом отношении выхо­дят не требования аналитической юриспруденции, а «реалистические» и «социологические» подходы, относящиеся к психологии, поведенческим критериям и т.д. Как утверждает знаменитый американский юрист О. Холмс, «предсказание того, что будут делать суды фактически и ниче­го более, - вот что я называю правом».