Правовое государство в условиях гражданского общества при обеспечении полноценного функционирования права как общесоциальной (общечеловеческой) ценности не манипулирует организованным принуждением, не насаждает страх, как это имеет место при тоталитаризме, а лишь пользуется возможностью государственного принуждения, когда это диктуется жизненными обстоятельствами и абсолютно соответствует требованиям самого права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, характеристика многообразных концептуальных подходов к правопониманию, выявление основных признаков права предоставляют определенные возможности для определения понятия права, но не разрешают саму проблему, поскольку речь идет лишь об очередном варианте формулирования понятия права на интеграционной основе, методом обобщения. Более того, в российской юридической науке этот вопрос приобрел еще большую остроту, стал более актуальным, что связано с обстоятельной переоценкой положений марксизма, в течение десятилетий лежавших краеугольным камнем у истоков понимания государственно-правовых явлений, внедрением принципов плюрализма и свободы научного творчества, существенными изменениями в государственно-правовых сферах жизни общества.
Одновременно необходимо учитывать и то обстоятельство, что право такой богатый, многогранный и динамичный общественный феномен, который не укладывается в рамки даже весьма обстоятельного, логичного и аргументированного определения.
В каждом варианте современного правопонимания содержатся научные рациональные теоретически обоснованные подходы, расширяющие и усиливающие представления о праве как общественном феномене, важнейшем средстве цивилизованного жизнебытия людей. Поэтому можно поддержать теоретические обобщения, которые сделал Ж.-Л. Бержель. Он пишет: «Объективное право главным образом определяется как совокупность правил поведения, регулирующих отношения, которые могут установиться в более или менее организованном обществе. Юридические нормы всегда сопоставимы с предписанием, предназначенным для упорядочения социальных отношений путем введения четких правил поведения, соблюдение которых гарантируется государственной властью»[7]. «...Право, — продолжает он, — это одновременно фундамент того, что должен выполнять человек, живущий в обществе, и совокупность правил, регулирующих отношения между людьми. Право — это одновременно моральная и социальная система, а также позитивные юридические правила. Правовая норма, посредством которой находит внешнее выражение юридический порядок и которая, следовательно, выступает всего лишь элементом формы, не может быть отделена от глубинной правовой основы, то есть от оснований и целей юридической системы. Отсюда всякое определение права предполагает одновременное изучение юридического феномена и феномена правовой нормы, глубинной сути и внешней формы»[8], право как таковое «является одновременно продуктом событий социального порядка и проявлений воли человека, явлением материальным и совокупностью моральных и общественных ценностей, идеалом и реальностью, явлением исторического плана и нормативного порядка, комплексом внутренних волевых актов и актов подчинения внешнему, актов свободы и актов принуждения... Что касается различных проявлений права, они носят частный характер и выражают в большей или меньшей степени то, что зависит от конкретной юридической системы: либо социальное устройство, либо моральные ценности, индивидуализм или коллективизм, власть или свободу...»[9]. Право, следовательно, как отражение наиболее сущностных сторон общественной жизни фиксирует и аккумулирует в себе все те ценностно-регулятивные начала, которые способны направлять поведение людей в нужное русло, обеспечивать их права и свободы, гарантировать достижение ими определенных целей и устремлений.
Право — многогранное общественное явление, регламентирующее все важнейшие стороны человеческого общежития, поэтому представления о нем усматриваются в различных ипостасях. Оно и система прав и свобод человека и гражданина, и средоточие действующих юридических норм, и совокупность гарантий реализации правовых предписаний, и интеграция всех правовых явлений (право в широком смысле слова).
Право — это также общественный феномен, имеющий тесные взаимосвязи с государством, экономической, политической, духовной структурами общественной жизни.
На основе прагматических соображений и в соответствии с логикой и традиционным формально-юридическим мышлением в определении понятия права должны быть отражены все его наиболее существенные признаки и свойства.
Итак, право есть обусловленная оснополагающей естественной природой человека и общества, опирающаяся на общесоциальные (общечеловеческие) идеи (принципы, требования) свободы и справедливости система нормативного регулирования наиболее важных (значимых) общественных отношений, обладающая общеобязательностью, волевым содержанием юридических предписаний, формальной определенностью, динамизмом, целесообразностью, выражающая общесоциальную сущность и обеспечиваемая в случае необходимости возможностью государственного принуждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М.: «Статут», 1999. – 712 с.
2. Кашанина Т. В,, Кашанин А, В. Основы российского права: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. И доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2003. – 800 с.
3. Любашиц В. Я., Смоленский М. Б., Шепелев В. И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов – н/Д: Феникс, 2002. с. 512 с.
4. Основы государства и права: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996, 512 с.
5. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х.; Под ред. А. С. ПИголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 613 с.
6. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Издательская группа ИНФРА- М-НОРМА, 1997. – 570 с.
[1]Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 99.
[2] Там же. Т. 32. С. 340.
[3] Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 67.
[4] Там же.
[5]Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Соч. в 6-ти томах. Т. 4(2). М., 1965. С. 234.
[6]Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 49
[7]Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 78
[8] Там же. С. 37.
[9]Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 36