Задачи органов департамента.
За исключением первого заседания после своего обновления, генеральный совет собирается по инициативе его председателя не реже одного раза в три месяца либо по просьбе постоянной комиссии или трети его членов. «Через месяц после обновления своего состава, совет обязан принять регламент (который можно обжаловать через административный суд- закон от 6 февраля 1992 года). Генеральный совет свободно может создавать комиссии из своих членов; комиссии по вопросам проведения сделок обязательно должны составляться на основе пропорционального представительства.
Решения генерального совета принимаются по правилу кворума: при наличии большинства избранных советников, причем в кворум не входят отсутствующие генеральные советники, уполномочившие присутствующих проголосовать за себя (один советник может представлять одного коллегу). Если с уходом советников с заседания число оставшихся оказывается ниже кворума, совет имеет право продолжать обсуждение вопроса, поставленного в момент ухода, принять решение, но не может приступить к обсуждению следующего вопроса повестки дня. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и подлежат юридическому контролю со стороны префекта департамента. Поскольку в департаменте может быть четное число кантонов, следовательно, и четное число генеральных советников, закон особо предусмотрел – решающим оказывается голос старейшины совета»[29].
«Закон 1871 года отличал дела, по которым генеральный совет выносил решения, и дела, по которым он выражал своё мнение. Следует учесть, что теперь совет обладает общей компетенцией по всем делам департамента, закреплённой в статье 23 закона 1982 года.
Полномочия совета касаются, прежде всего, создания департаментских общественных служб, управления имуществом департамента и его бюджетом. В этой связи председатель генерального совета ежегодно отчитывается в специальном докладе о положении департамента, деятельности и финансировании служб и организаций, исполнении решений совета и финансах департамента. Этот отчёт обсуждается на заседании.
Бюджет департамента, базовый или дополнительный утверждается голосованием. Его форма аналогична муниципальному бюджету: делится на раздел функционирования и раздел инвестирования. Административный счёт также передаётся на одобрение генерального совета»[30].
Что касается полномочий председателя генерального совета, то только ему «поручается управление» по закону от 2 марта 1982 года. Он может делегировать часть своих функций вице-председателям, избираемым из членов постоянной комиссии; в любой момент делегирование может быть отменено.
«Итак, основными функциями председателя департамента являются:
- созыв заседаний генерального совета,
- он готовит и исполняет решения генерального совета,
- ставит на голосование бюджет и исполняет его в качестве распорядителя,
- даёт распоряжения по расходам департамента, но не имеет права предписывать получение доходов,
- Также, председатель управляет имуществом департамента в соответствии с особыми полицейскими полномочиями, в частности, в области регулирования движения.
- Ещё председатель является руководителем служб департамента, но по мере необходимости он может возглавлять и децентрализованные службы государства.
Закон 1982 года предусматривает, что координация этих служб обеспечивается совместно председателем генерального совета и представителем государства в департаменте.
Постоянная комиссия, заменившая собой «бюро» после принятия закона от 6 февраля 1992 года, создаётся выборной ассамблеей и состоит из 4-10 вице-председателей и одного или нескольких прочих членов. Генеральный совет наделяет её функциями, делегируя любые полномочия, за исключением бюджетных.
В этом качестве её акты юридически приобретают форму голосования по делам, преданным председателям: разрешение на заключение контракта, понесение расхода и т.д.
Фактически постоянная комиссия заменяет генеральный совет в перерывах между сессиями. Она имеет право созывать совет на новую сессию»[31].
2. Департамент как административный округ.
Должность префекта существует не только на уровне регионов, но и также на уровне департаментов. Так как департамент несёт на себе и функции государственного управления, то он также как и регион возглавляется префектом. Правда префект департамента, в котором расположен главный город региона, является одновременно префектом региона. Однако он не имеет полномочий вышестоящего должностного лица по отношению к префектам других департаментов региона.
Прежде чем описать современные функции префекта мне бы хотелось обратиться к истории развития такой должности как «префект».
«Рассредоточение государственного управления на уровне департамента началось недавно. Оно сменило наполеоновскую концепцию административной централизации, где основным звеном передачи законов, указов от высших инстанций к низшим являлся префект. Очень хорошо это засвидетельствовал министр внутренних дел при Первой Империи- Шапталь: «Префект, занятый в основном исполнением, предаёт распоряжения супрефекту, а тот- мэрам городов и деревень таким образом, чтобы от министра до подчинённого действовала непрерывная цепь поручений, а закон и указы правительства доводились до последнего подразделения социального строя со скоростью электрического заряда».
Эта концепция легла в основу декрета от 25 марта 1852 года, статья 6 которого указывает: «Префекты отчитываются о своей деятельности перед министрами в формах и по предметам, установленным инструкциями данных министров», а акты префектов могли аннулироваться или изменяться соответствующими министрами»[32].
Таким образом префект при III и IV Республиках выполнял двойственную миссию: он представлял государство в департаменте и одновременно он обладал исполнительными полномочиями в департаменте (даже после принятия законов 1871 года).
“V Республика осуществила децентрализацию. И в результате, декретом от 14 марта 1964 года префекту было передано управление департаментскими службами гражданской администрации (здравоохранение, сельское хозяйство, оснащение). Как единственный обладатель «решающих полномочий», префект являлся эксклюзивным представителем правительства»[33]. Однако после выхода декрета от 10 мая 1982 года, последовавший за первым законом о децентрализации о «правах и свободах» местных коллективов, статус префекта изменяется и теперь он является «носителем государственной власти в департаменте».
«Префект-руководитель администрации префектуры. В этом качестве он обладает вспомогательным кабинетом, занимающимся функциями в области политики, гражданской и военной безопасности, а также генеральным секретариатом.
Организация префектуры представлена тремя Управлениями:
1. Управление по регламентации (включает Бюро по выборам и генеральной администрации, Бюро гражданского состояния и иностранцев, Бюро дорожного движения, Бюро урбанизма и окружающей среды).
2. Управление государственных мероприятий, руководящие Бюро экономической деятельности и занятости, Бюро планирования и обустройства территории и Бюро управления госделами.
3. Управление по делам децентрализации, куда входят Бюро контроля за
легальностью и за бюджетом, Бюро департаментских дел, Бюро центрального аррондисамана.
Аррондисман- административная единица государства, не обладающая статусом юридического лица. Он создаётся или ликвидируется по декрету Государственного Совета после консультации с генеральным советом, однако эта процедура редко используется. Аррондисманом управляет супрефект, подчиняющийся приказам префекта, который может аннулировать или пересмотреть акты супрефекта. Супрефект участвует в контроле за законностью решений коммун аррондисмана обеспечивает координацию внешних служб государства в подразделениях аррондисмана.
Декрет от 10 мая 1982 года закрепил руководство префекта над внешними службами государства, то есть гражданскими специализированными органами, называемыми «децентрализованными службами» согласно закону от 6 февраля 1992 года и «Хартии децентрализации», опубликованной на основе закона от 10 июля 1992 года»[34].
КОММУНА.
Общая компетенция коммуны.
Коммуна, в настоящее время является основным звеном местного
самоуправления во Франции, представляет собой низшее звено административно- территориального деления и демократического самоуправления.
«Созданная по декрету от 14 декабря 1789 года, коммуна находилась под опекой государства на протяжении всего XIX века. Она получила политическую, юридическую и финансовую дееспособность только после принятия закона от 5 апреля 1884 года, разработанного Вальдек-Руссо, министром внутренних дел»[35].
Законы о децентрализации не сильно изменили характер функций властей коммуны. Закон от 2 марта 1982 года ввел три новых положения, способствующих улучшению деятельности коммун: их решения обладают полноправной исполнительной силой, опека над ними отменена, а финансовый распорядитель становится автономным по отношению к бухгалтеру. Рамки компетенции коммуны установлены лишь законом или судебной практикой. Итак, основными функциями коммун являются: