Смекни!
smekni.com

Права человека теория и практика 2 (стр. 2 из 5)

· право на защиту собственности;

· право на труд и справедливые и благоприятные условия труда;

· право на социальное обеспечение;

· право на образование.

Права человека в России.

По окончании второй мировой войны человечество пришло к осознанию, что пренебрежение и презрение к правам человека в мировой истории приводит ко все более варварским актам в отношении отдельных личностей и целых государств. Поэтому высказывались пожелания принятия мер, чтобы права человека охранялись властью закона с тем, чтобы человек не был вынужден прибегать к восстанию против тирании и угнетения. С учетом этого Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую декларацию прав человека. В декларации зафиксировано, чтобы все народы и государства стремились к выполнению Всеобщей декларации как среди народов государств-членов ООН, так и на территориях, находящихся под их юрисдикцией.

Всеобщая декларация устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Российская Федерация, являясь членом ООН, полностью принимает эту декларацию, а общество и государство должны стремиться к бесспорному выполнению всех ее полномочий. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Однако при осуществлении своих прав и свобод человек может быть подвергнут только таким ограничениям, которые установлены законом с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

На территории России действует и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 4 ноября 1950 года в Риме и вступившая в силу в 1953 году. Российская Федерация в 1996 году стала членом Совета Европы, а в 1998 году ратифицировала указанную выше Конвенцию. Конвенция является одним из важнейших международных договоров, закрепляющим права и свободы человека (ст.2-18), устанавливающим четкий механизм контроля и защиты этих прав и свобод.

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации определяет, что "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ" (ст.6). Закреплению прав и свобод человека и гражданина посвящены статьи 17-64 Конституции РФ. Весьма важным является то, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В то же время установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Проблема прав человека в России: исторический и современный взгляд.

Двадцать пять лет назад в 1975 году Андрей Дмитриевич Сахаров получил Нобелевскую премию мира. "Мир, прогресс, права человека" - название его Нобелевской лекции. Эту лекцию в Международный день прав человека, 10 декабря 1975 года, прочла Елена Боннэр - супруга Андрея Дмитриевича Сахарова, потому, что самого Сахарова из Советского Союза для получения премии не выпустили, якобы потому, что он обладал государственными секретами. Главную мысль лекции Сахаров сформулировал так: "Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими". Это значит, что не может быть мира и прогресса, если не будут соблюдаться права человека. Точно также, и соблюдение прав человека возможно лишь в условиях мира и прогресса. Запомните эти слова.
Западная Европа, а затем Америка начала свой путь к формированию правового государства, к правам человека, к личной свободе, к равенству много веков назад. Идея свободной личности, защищенной государством, правом нашла воплощение во многих документах, принятых в разные времена и в разных странах. Некоторые из них: Великая хартия вольностей - 1215 год. В этой хартии есть знаменитая 39-я статья. Она звучит так: "Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо иным способом обездолен, иначе, как по законному приговору, вынесенному судьями по законам страны". Это значит, что не должно быть произвола, не может человек просто так быть арестован, обездолен, изгнан. Это возможно лишь по решению суда. В этой статье заключено признание неприкосновенности личности - одного из главных прав человека. Несколько веков спустя, в 1776 году появляется Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. По сей день, 4 июля Соединенные Штаты Америки празднуют как День независимости. Чуть позже в 1889 году во Франции появляется Декларация прав человека и гражданина. Принятая в нашей стране в 1991 году Декларация прав и свобод гражданина гласит: "Каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами". Это означает, что мы перешли к первому подходу понимания прав человека. Основные права и свободы, о которых шла речь в этом документе, были сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 года. Эта дата потому и отмечается как Международный день прав человека.
Так звучат некоторые статьи из Всеобщей декларации прав человека:

Статья 1-я: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".

Статья 3-я: "Каждый человека имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность".

Статья 4-я: "Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии".

Статья 5-я: "Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным, или унижающим его достоинство обращению и наказанию".

Статья 7-я: "Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона".

Статья 9-я: "Никто не может подвергнуться произвольному аресту и задержанию".

Статья 12-я: "Никто не может подвергнуться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь".

Статья 13-я: "Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительство в пределах каждого государства".

Статья 18-я: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии".

Статья 19-я: "Каждый имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение". Вот основные права человека.

В 30-ти статьях Декларации сформулированы права и свободы человека. Этот документ принят к вниманию практически во всех странах.
Что же означают эти статьи и как они соотносятся с российской историей?

Я считаю, что люди должны быть равны в юридических правах, и если существует равенство перед законом, то они в равной степени могут добиться материальных благ.

О равенстве существует обширная литература. В зависимости от того, как мы понимаем равенство, формируется наше поведение и поведение государственных органов. Известный правозащитник Валерий Чалидзе провел исследование этого вопроса и пришел к выводу, что разные слои общества по-разному относятся к проблеме равенства. Высшие слои общества, условно высшие, то есть те, у кого есть власть и имущество, против всякого равенства. Средние слои общества выступают за равенство юридическое. Низшие слои общества - за равенство материальное. Вопрос равенства - это один их основных моментов в проблеме прав человека. В течение тысячелетий господствующими слоями общества отвергалось равенство как таковое. В российском праве идея юридического равенства подданных появилась только во второй половине XIX века.
В отличие от Западной Европы, в России не было заметных традиций в области прав человека. Можно ли говорить применительно к ранним векам русской истории о том, что на Руси нарушались права человека? Нет, конечно, поскольку не было такого понятия. Во времена древнего феодального права закон предусматривал, что равенства людей, принадлежащих к разным социальным группам, нет и быть не может. В хорошо знакомом вам документе, "Русская правда", принятом в XI веке, дети холопа приравнивались к приплоду скота. За убийство, например, знатного человека назначалось 80 гривен, а за убийство холопа - 5 гривен. Почему холопы не защищались государством и не были субъектами права? Они даже не несли ответственность за совершенное ими преступление, за них отвечал господин. "Русская правда" отвечает на это так: "Потому, что несвободны". На протяжении столетий правовое положение человека определялось тем, к какому сословию он принадлежал. Наиболее бесправные в русском государстве были крепостные крестьяне. Они считались собственностью помещика. Десятый том Свода законов Российской империи причислял крепостных крестьян к движимому имуществу помещиков. Тогда писали через запятую: лошади, скот, крестьяне. Крепостной крестьянин был настолько бесправен, что подлежал вотчинному суду. Это значит, что помещик сам осуществлял суд, имел право ссылать не угодного ему крестьянина в Сибирь, на каторгу. Вы можете спросить: "Неужели крестьянин не мог пожаловаться на несправедливое решение помещика?". И пожаловаться крестьянин не мог. Во времена Екатерины Великой, в 1767 году, был принят закон, по которому ссылке на каторгу подлежал всякий крепостной, пожаловавшийся на своего помещика. Первый прорыв свободолюбивой мысли, направленной на разрушение этого чудовищного неравенства сословий, был осуществлен Александром Николаевичем Радищевым в его знаменитой книге "Путешествие из Петербурга в Москву". Радищев смело выступил не только против крепостного права, но и царского абсолютизма. Очень характерной была реакция Екатерины II, которая заявила, что в этой книге содержатся идеи, от которых Франция вверх дном поставлена. Она же, едва ли не первой в России, заговорила о неотчуждаемых человеческих правах. Ею был написан знаменитый "Наказ", в котором она сформулировала положения о свободе, о равенстве перед законом. Интересно то, что когда со всей России в числе представителей других сословий съехались помещики для обсуждения этого "Наказа", то многие из них вообще не понимали его смысла.
В русском обществе ни в XVIII, ни в XIX веке не поднималась проблема прав человека. Известный русский правовед Кистяковский утверждал, что идея правового государства и прав человека, в сущности, были чужды не только задавленным и непросвещенным слоям населения, но и всей русской интеллигенции. Он писал: "Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности". Во второй половине XIX века был сделан первый реальный исторический шаг к становлению личных прав человека - отмена крепостного права в 1861 году. Всего в России в это время было примерно 63 миллиона человек, из которых 23 миллиона были крепостными. Эти 23 миллиона крестьян в результате реформы получили свободу, формальное равенство, то есть стали равными перед законом и равными по закону. Но на смену сословному неравенству пришло другое неравенство - имущественное, экономическое. Идея бедных слоев общества о материальном равенстве насчитывает тысячелетия, также как идея господствующего класса о всеобщем неравенстве. Идея о материальном равенстве нашла поддержку в идеологии марксизма, который предполагал именно равенство материальное. Вот почему марксизм стал так популярен среди широких слоев трудящихся. Что же касается прав человека как прав юридических, то они не воспринимались российским обществом как какая-то самостоятельная ценность, особенно на фоне революций, которые происходили в это время. Общественное сознание не воспринимало права человека как какую-то основу для демократического устройства государства. Октябрьская революция и приход к власти партии большевиков вообще вычеркнули из жизни российских граждан понятие права человека. Это понятие, также как понятия правовое государство, гражданское общество были отнесены в разряд буржуазных. Революция продемонстрировала полное пренебрежение к правам человека. Ее деятели посягнули на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность граждан, то есть на то, что позже будет сформулировано в 3-ей статье Конституции. Современники писали о революционных потрясениях: "Ценность человеческой жизни никогда в России высоко не стоявшая, упала еще значительно ниже".
Октябрьская революция породила новое юридическое понятие - революционная законность. На практике же за этой революционной законностью скрывались чаще всего произвол и беззаконие. В карательной политике советского государства появились новые виды репрессий - взятие и расстрел заложников, лагеря принудительного труда или концлагеря, как их тогда называли. Таких видов наказания царская Россия никогда не знала и не применяла.
Практически универсальным средством в решении внутриполитических проблем стало насилие во всех его формах от пролетарского принуждения до красного террора. Угрозы, которыми были наполнены газеты - "Берегитесь! За каждую нашу голову - сотня ваших!" - не были пустым звуком. Для того, чтобы воплотить в жизнь эти угрозы был создан особый репрессивный аппарат, который обладал правом внесудебного рассмотрения дел и правом вынесения приговоров вплоть до расстрела.
Впервые такие внесудебные расправы были узаконены 21 февраля 1918 года правительственным декретом "Социалистическое отечество в опасности!". Он был принят под руководством Ленина. Этот декрет постановил принять ряд чрезвычайных мер: требовалось, например, организовать батальоны для рытья окопов и включить в них всех работоспособных членов буржуазного класса - мужчин и женщин. Декрет предписывал: "Всех сопротивляющихся расстреливать". Расстрелу на месте без суда подлежали: "Неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы и германские шпионы". Список врагов советской власти постоянно расширялся и в него мог попасть практически любой человек, а с врагами большевики не церемонились. Ни о каких правах человека в такой ситуации никто и не вспоминал. Слово "расстрел" содержится в огромном количестве документов. Не только Совет Народных Комиссаров или высшие органы были так суровы к своим гражданам, но и местные органы. Вот приказ Архангельской ЧК, который объявлял город Онегу и его окрестности на военном положении и провозглашал: "Против тунеядцев, сеющих смуту, и клеветников будут принимать самые беспощадные меры - от высылки за пределы уезда вплоть до расстрела". Далее 2-ой пункт: "Все выражающие открыто симпатии иностранным правительствам, в частности англо-французскому и выступающие письменно или устно против советской власти будут расстреливаться. Все уличенные в измене и заговоре против советской власти будут расстреливаться". Приказ №3: "Ночью на 18 июля неизвестными негодяями в некоторых местах сорваны приказы чрезвычайной комиссии. Срывание неугодных приказов комиссия рассматривает как поход против себя и одновременно отдает приказ о расстреле на месте преступления всех замеченных в срывании тех или иных приказов".
Первый председатель ревтрибунала российской республики Данишевский - известный большевик, соратник Ленина в своем первом интервью газете Известия ВЦИК говорил: "Военные трибуналы не руководствуются и не должны руководствоваться никакими юридическими нормами. Это карающие органы, созданные в процессе напряженной революционной борьбы".
С первых дней революции попрание закона, права становится нормой. Произвол возводится в ранг закона. Приведу несколько примеров. Вот постановление ВЦИК о революционных трибуналах: "Трибуналам предоставляется ничем не ограниченное право в определении меры репрессий". В декрете о ВЧК указывалось: "Трибуналы ничем не связаны в определении меры наказания". Можете себе представить какой это простор для мести, произвола, сведения счетов. Трибуналы не связаны ни законом, никакими правовыми нормами. Чем же руководствуется трибунал, приговаривая к расстрелу? Вот документ, в котором говорится, что "трибуналы выносят приговоры, руководствуясь исключительно обстоятельствами дела и велениями революционной совести".
Здесь нет юридических норм и процессуальных гарантий, что отличает суд от расправы. Обращаясь в суд, вы надеетесь, что выслушают ваши аргументы, найдут доказательства вашей невиновности, учтут смягчающие обстоятельства, если вина есть. Ничего этого нет при внесудебном рассмотрении. Законодательство первых лет советской власти даже не подразумевало право обвиняемого на судебную защиту.
Юридические понятия "вина" и "невиновность" потеряли свой первоначальный смысл. Об этом красноречиво свидетельствую документы той поры. Приведу такой пример: в мае 20 года в период гражданской войны некто супруги Бобровы, самые обычные жители, были заключены в концлагерь. В сопроводительном документе по этому поводу указывалось: "Препроводить в концентрационный лагерь до окончания гражданской войны как мелких собственников и противников советской власти". Этих людей лишили свободы не за правонарушение, а по велению чьей-то революционной совести. Малограмотные председатели трибуналов не утруждали себя поиском каких-то формулировок. В следственных делах того времени можно прочесть, что людей арестовывали: "за дискредитацию советской власти", "за пьянку", "за непрописку", "за уголовное прошлое", "за праздношатательство" и так далее. Основанием для ареста могли стать профессия, национальность, неподходящее родство, социальное положение, принадлежность к какой-то партии. В одной из телеграмм, направленных в августе 1918 года Лениным в местные органы предписывалось: "Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов, белогвардейцев, сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города". Такого состава преступления "сомнительные" не знало даже средневековое право.
В советском законодательстве появляются такие термины, как "классовый враг", "враг народа". Что за этим срывается не всегда можно определить, и очень часто люди, которые попадали в эту категорию, не ощущали себя не классовыми врагами, не врагами народа, но подвергались суровому наказанию.
Наиболее распространенным наказанием в советское время стало заключение в лагерь. Первые лагеря появились у нас в 1919 году. Они назывались лагеря принудительного труда, концентрационные лагеря, лагеря особого назначения. Мы очень долго в течение всей советской истории считали, что концлагеря - это порождение фашизма, но это порождение первых лет советской власти. Интересно, что декреты предписывали устраивать эти лагеря в поместьях, монастырях, усадьбах, также предписывалось, что лагерь должен быть рассчитан не менее, чем на 300 человек. Советская власть еще не знала, как будут разворачиваться события, будут ли ее поддерживать в той или иной губернии, а уже отдавала приказ подготовить открытие лагеря. Здесь зарождается еще одна традиция, которая получит очень широкое распространение в 1936, 19937, 1938 годах - это планирование репрессий. Заранее планировалось, сколько человек надо расстрелять в такой-то области. Если же руководитель говорил: "В моей области нет 2000 троцкистов, которых нужно расстрелять, а 5000 сослать". На это следовал ответ: "Значит он сам троцкист, враг народа". Другие потом не возмущались, а искали врагов, даже там, где их никогда не было. Искали и находили.
В 20-е годы в нашей стране была очень популярна такая частушка. Ее с удовольствием пели так называемые "синеблузники" - комсомольцы, активисты: