Введение.
Каждый человек представляет собой высшую ценность как существо, наделенное разумом, волей и чувствами, т. е. качествами, которые выделяют его из окружающего мира. Достоинство – признание за человеком этой ценности, независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие. Каждый человек имеет право на то, чтобы никто не умалял его достоинство и не наносил урон его чести.
Ни преступление, повлекшее заточение правонарушителя в тюрьму или колонию, ни обездоленность и нищета, заставляющая просить милостыню, ни тяжкая либо позорная, по общепринятым представлениям, болезнь – ничто не может служить основанием для умаления достоинства личности.
Права человека – это универсальные моральные права. Они не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации как необходимые компоненты человеческого достоинства.
Эти права проистекают из самой природы человека, и поэтому их называют естественными правами. Человек обладает естественными правами от рождения и независимо от того, признаются ли они государством. Государство не может лишить человека его прав. Ограничения прав человека допускаются только на основании Конституции и Закона.
Каждый человек обладает достоинством. Принципы прав человека были выработаны в качестве средства обеспечения надлежащего и равноправного соблюдения достоинства каждого лица, т.е. обеспечения возможностей для личности всесторонне развиваться и проявлять такие человеческие качества, как разум, талант и сознание, а также удовлетворять свои духовные и иные потребности.
Достоинство дает человеку чувство собственной значимости и ценности. Существование прав человека свидетельствует о том, что люди понимают ценность человеческой личности. Человеческое достоинство не является индивидуалистическим, исключительным и изолированным понятием. Оно является частью нашего общего человеческого облика.
Права человека дают нам возможность уважать друг друга и сосуществовать друг с другом. Иными словами, они являются не просто правами, которые необходимо соблюдать, но и правами, соблюдение которых необходимо требовать от других. Права, применимые к вам, применимы и к другим.
Нарушение прав человека и основных свобод является не только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков и порождает насилие и конфликты с обществами и государствами и между ними.
Как в нашу жизнь вошли права человека.
Многие думают, что права человека существуют давным-давно, чуть ли не с тех далёких времен, когда на земле появился первый человек. Но правда ли это?
“Вождь племени каждый год приносил одного из своих соплеменников в жертву языческому богу, и тем самым грубо нарушал общепризнанное право на жизнь…”
“Рабовладелец каждый день избивал рабов, которые плохо работали на его плантации, и тем самым постоянно нарушал право на свободу от пыток и жестокого обращения…”
“Феодал заставлял крестьян обрабатывать его землю, и тем самым злостно нарушал их право на отдых…”
во времена вождей, рабовладельцев и феодалов такого явления, как права человека, еще не было.
Долгие века и тысячелетия человеческой истории люди целиком и полностью зависели от власти. Считалось, что королевские династии получили власть из рук Бога, и значит – власть божественна и священна. А все люди, в свою очередь, являются слугами этой власти. Они должны ей поклоняться, подчиняться и принимать все её действия как должное. Власть – всемогущая, а человек – маленький. Власть – всё, человек – ничто. Такой порядок вещей люди считали вполне естественным, и до поры до времени не представляли, что всё может быть и по-другому.
И вот настал период, который в истории принято называть Новым временем. Феодальные отношения трещали по швам.
Пришло такое время, когда для развития экономики прежде всего требовалось, чтобы человек был свободным. Стало ясно: подневольный труд – когда человек “отрабатывает”, гораздо менее эффективен, чем труд свободный, когда человек зарабатывает. Молодому капитализму требовался свободный рынок труда и капитала, и, конечно же, совершенно другое государство. Ему не подходило государство, которое считало себя всемогущим и могло в любой момент по своей прихоти стереть человека в порошок.
И тогда произошли буржуазные революции. Они провозгласили, что источником власти являются не небеса, а народ. Пирамида перевернулась: старый принцип “народ – слуга власти” сменился прямо противоположным – “власть – слуга народа”.
Вот как это было сформулировано в Декларации независимости США (1776 год):
“Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью.”
Та же мысль содержится во “Всеобщей Декларации прав человека и гражданина” (1789 год), принятой в годы Великой Французской революции Национальным собранием:
“Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.”
Власть перестала считаться божественной. Из священной она превратилась в обычную администрацию, которую наняли сами люди и наделили её определенными полномочиями для того, чтобы она управляла делами государства.
Но всякая власть стремится расширить границы своего влияния и “подмять” под себя личность. И тогда – вновь конец свободе, а значит – тормоз для развития нового общества, основанного на инициативе и предприимчивости человека. Чтобы этого не произошло, в период буржуазных революций была очерчена граница свободы и независимости человека, через которую государству запрещено переступать. Это и есть – права человека.
Государство признало, что оно не может нарушать права и cвободы человека, а у человека появилась возможность защитить себя от необоснованного вмешательства власти. Мир ставит вопрос о правах человека и принимает документы, которые закрепляют эти права. Вопрос, который, может быть, внешне прост, но на самом деле достаточно сложен, и решается по-разному звучит так: какова природа прав человека? Откуда у нас эти права? Кто нам их дал? Среди множества мнений и теорий можно выделить два подхода. Первый подход можно сформулировать так: "Права человека принадлежат ему от природы, он обладает ими от рождения, эти права неотъемлемы. Задача государства и общества состоит в том, чтобы защитить эти права, не допускать их нарушения". Этот подход сформулирован в Декорации независимости США. Такой подход к пониманию прав человека характерен для демократических государств.
В Декларации независимости США есть такие строки:
"Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью". Какова же роль государства, общества? И на этот вопрос Декларация дает ответ: "Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых". То есть, правительства нужны для того, чтобы обеспечить народу его права: жизнь, свободу и стремление к счастью.Другой подход состоит в том, что свои права человек получает от общества, от государства. Права даруются обществом и государством. Этот подход был характерен на протяжении длительного времени для Российского государства. Документ, который я сейчас процитирую, вам хорошо известен. В 1905 году, 17 октября, в разгар первой русской революции царь принял Манифест об усовершенствовании государственного порядка. В этом Манифесте впервые в Российской истории звучали слова о правах человека. Николай II в этом документе провозглашал: "На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли - даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности - свободы совести, слова, собраний, союзов". Царь дарует населению свободу, неприкосновенность личности и другие права. Долгие годы в нашей стране преобладал именно такой поход. Он называется патерналистский, что можно перевести как отеческий. И только в последние десятилетия, буквально в 90-е годы, российское общество стало воспринимать права человека, как данные ему от природы, а не государством.
Основные права человека.
Основные гражданские и политические права:
· Право на жизнь
· Право на защиту от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания;
· право на защиту от рабства и принудительного труда;
· право на свободу и личную неприкосновенность;
· право свободно передвигаться и выбирать место жительства;
· право покидать свою страну и возвращаться в неё;
· право на справедливое судебное разбирательство;
· право на защиту от наказания, не предусмотренного законом;
· право на равную защиту закона без какой-либо дискриминации;
· право на свободу мысли, совести и религии;
· право на свободу выражения собственного мнения и получение информации;
· право на мирные собрания и ассоциации;
· право на уважение частной и семейной жизни;
· право участвовать в ведении государственных дел непосредственно или путем участия в свободных выборах.
Основные экономические, социальные и культурные права: