Смекни!
smekni.com

Институт брака в семейном праве (стр. 3 из 15)

- басы жақсы (хорошее начало) и аягы жақсы (хорошее окончание), составлявшее в сумме до 9 верблюдов. Каждый верблюд равнялся пяти лошадям, поэтому калым доходил до 77 кобылиц. Семьи среднего достатка платили калым в 27-37 лошадей, а бедняки - діналақ қалың - символический подарок. В состав калыма могли входить также рабы и рабыни, оружие, ценные вещи, виды скота могли заменяться другими. Так, вместо одной кобылицы можно было дать 4-5 овец, а вместо верблюда - 20 овец. Кроме того, калым можно было уплатить деньгами или драгоценностями. В состав приданого:

- жасау, входило все движимое и недвижимое имущество, отдаваемое отцом невесты молодой семье при выдаче ее замуж. Состав приданого не определялся так же строго, как состав калыма, однако в него входили свадебная юрта - отау, комплекты одежды, постельные принадлежности, утварь, домашний скот, головной убор невесты – сәукеле, часто украшавшийся драгоценностями и стоивший очень дорого. Обычно приданое примерно соответствовало размеру калыма". [8,С.106]

Таким образом, семейно-брачное обычное право казахов было полностью приспособлено к полукочевому скотоводческому хозяйству и соответствовало социально-экономическим отношениям, господствовавшим в обществе.

Таковы особенности правового регулирования семейно – брачных отношений по обычному праву казахов.


2. брак по семейному праву Республики Казахстан

2.1 Понятие и правовая природа брака

Регистрация брака и ее значение

Существует несколько правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода (suigeneris). Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был, прежде всего, связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.

В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о "самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой". [9] Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.

Имеющиеся в научной литературе определения брака, можно подразделить на социологические и юридические.

В социологическом смысле под браком понимается "исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их отношения друг к другу и детям." [10]

Историческая обусловленность брака находит отражение и в его правовых определениях. В начале ХХ столетия выдающийся дореволюционный правовед Г.Ф. Шершеневич ( 1863-1912) определял брак как "союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме". [11]

В послереволюционный период появились понятия так называемого "социалистического брака", в которых подчеркивались свобода и добровольность как его отличительные особенности от "брака буржуазного". Рясенцев В.А., например, определял брак как "юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. [12]

Многие ученые относили к признакам брака и его пожизненный характер. Так, В. И. Божко указывал, что брак в СССР - это "свободный равноправный, как правило, пожизненный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных в законе, направленный на создание социалистической, семьи и порождающий у них личные и имущественные супружеские права и обязанности". [13]

Г. К. Матвеев подчеркивал, что "брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности". [14]

В современной юридической литературе встречаются следующие определения брака.

По мнению Л. М. Пчелинцевой, "брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи". [15]

Исходя из признаков брака, относящихся к его внутреннему содержанию и внешней форме, A.M. Нечаева подчеркивает, что "брак - это:

- союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия;

- форма отношений между лицами разного пола;

- своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства". [16]

С точки зрения М. В. Антокольской, "соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором". При этом она подчеркивает, что большинство современных ученых не признают брак гражданским договором по следующим причинам: во-первых, заключение брака, помимо возникновения брачного правоотношения, преследует цель создания союза, основанного на любви и взаимоуважении. Во-вторых, "вступая в брак, будущие супруги не могут определить для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений". [17]. Второй аргумент требует уточнения в той части, где брачным договором не могут быть определены личные неимущественные права и обязанности.

На основании вышеизложенных доводов мы также считаем, что брак не следует отождествлять с гражданско-правовым договором, и предлагаем рассматривать его как союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи, с соблюдением требований закона об условиях и порядке заключения брака и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.

В отличие от российского семейного законодательства, где отсутствует легальное определение брака, Закон Республики Казахстан от 17.12.1998 года "О браке и семье" дает следующее определение: "брак - равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами". [18]

Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки брака.

1. Брак – это союз мужчины и женщины. Это следует из смысла п.1 ст.10 ЗоБС, где закреплено, что для заключения брака необходимо различие полов лиц, вступающих в брак - это исстари неписанное условие заключения брака. При заключении брака между однополыми лицами отсутствует предусмотренное п.1 ст.10 ЗоБС согласие разнополых лиц, в связи, с чем такой брак должен признаваться недействительным на основании п.1 ст.24 ЗоБС.

К слову сказать, в отдельных Европейских странах разрешена регистрация однополых браков - в Швеции, Дании и Норвегии.

"В соответствии со шведским законом, принятым в 1994 г. и действующим с 1 января 1995 г., в стране введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, подобная регистрации брака и влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения брака. Вместе с тем законом установлено, что такие "зарегистрированные" однополые пары не могут иметь в совместном воспитании ребенка, не могут ни вместе, ни порознь усыновить ребенка и не имеют доступа к медицинским процедурам по искусственному оплодотворению. По закону регистрация партнерства может иметь место только в том случае, если одна из сторон является гражданином Швеции и проживает на территории страны. Действие закона не распространяется на иностранных граждан, лишенных возможности оформить свои взаимоотношения у себя на родине и приезжающих с этой целью в Швецию. Такая регистрация во всех случаях не будет порождать никаких правовых последствий нигде, кроме названных выше трех стран. Так, например, Швейцарским Федеральным судом союз двух лиц одного пола, зарегистрированный за границей, был признан противоречащим швейцарскому "публичному порядку", поскольку браком здесь признается только союз лиц противоположного пола". [19]

Несмотря на то, что однополые браки признаются только в трех странах, да и то - со значительными ограничениями, можно сказать, что это одно и тенденциозных направлений института заключения брака.

Законодательство Казахстана не признает супружескими отношениями союзы, основанные на полигамной связи. В то же время браки, заключаемые по правилам мусульманской религии, признаются во многих странах Востока. Как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений. "Правовые системы современности обычно признают одну модель брака: моногамную - страны континентальной и англо-американской системы, полигамную - страны мусульманского права и африканские страны. Однако взаимопроникновение правовых норм и традиций приводит к тому, что многие мусульманские страны допускают признание обеих моделей брачного союза. В связи с ростом активности различных сексуальных меньшинств в странах Европы и Америки стали высказываться предложения о допущении регистрации брака и между лицами одного пола"[16], что противоречит самой природе брака.