3. Правовые последствия лишения родительских прав перечислены в ст.71 СК РФ, где указано, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.
Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.
4. Да, может. В соответствии с ст.72 СК РФ родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
Задание 4.
Тема 7 задача 8
Морозовы жили в зарегистрированном браке. В феврале 1997 г.муж уехал работать на Сахалин. Первое время письма и денежные переводы от него поступали регулярно, а с декабря 1998 г. от него перестали приходить известия. Предпринятые женой розыски не дали результатов. В феврале 2005 г. Морозов решением суда был объявлен умершим, а в марте 2005 г. Морозова вышла замуж за Яковлева, который усыновил двух ее детей семи и девяти лет. В апреле 2006 г. Морозов вернулся и потребовал восстановления брака с Морозовой, а также отмены усыновления детей. Свое длительное молчание и отсутствие он объяснял тем, что находился в местах лишения свободы.
Возможно ли восстановление брака Морозова с Морозовой? При наличии, каких основании может быть произведена отмена усыновления? Если Морозов обратится в суд с требованием об отмене усыновления, подлежит ли оно удовлетворению?
ОТВЕТ:
В соответствии со ст. 47 ГК РФ и ч. 2 ст. 25 СК РФ расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. В этом случае такая регистрация не входит в состав юридически значимых обстоятельств, необходимых для прекращения брака. Вместе с тем для бывших супругов регистрация расторжения брака судом имеет правовое значение, поскольку без нее они не вправе вступить в новый брак (ч. 2 ст. 25 СК РФ). Согласно нормам п. 1 ст. 16 СК РФ брак прекращается также вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. Таким образом, брак Морозовой с Яковлевым следует считать законным и восстановление брака Морозова с Морозовой не возможно.
Правом требовать отмены усыновления ребенка в соответствии со ст. 142 СК РФ обладают родители ребенка. Отмена усыновления возможна, когда этого требуют интересы усыновленного ребенка. Основаниями для отмены усыновления как меры семейно-правовой ответственности являются: уклонение усыновителей от выполнения возложенных родительских обязанностей; злоупотребление родительскими правами; жестокое обращение с усыновленным ребенком, хронический алкоголизм или наркомания усыновителя (п. 1 ст. 141 СК РФ). С учетом мнения ребенка суд вправе отменить усыновление по иному, не указанному в п. 1 ст. 141 СК РФ, основанию (п. 2 ст. 141 СК РФ).
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» суд, исходя из пункта 2 статьи 141 СК РФ, вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении. В указанных случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет (статья 57, пункт 2 статьи 141 СК РФ).
Так как дети Морозова не достигли 10 летнего возраста, то суд при вынесения решения не должен принимать к учету мнения детей.
При обращении Морозова в суд с требованием об отмене усыновления иск подлежит удовлетворению, если Морозов сможет доказать уклонение Яковлева от выполнения возложенных родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми Морозова, хронический алкоголизм или наркоманию Яковлева.
Задание 5.
Тема 2 задача 9
В суд по месту жительства обратилась гражданка Крамаренко с иском о признании недействительным брака с гражданином Петровым, проживавшим до вступления в брак в г. Казани.
В исковом заявлении Крамаренко указывала, что ответчик вступил в брак без намерения создать семью, а руководствовался лишь желанием зарегистрироваться по месту жительства в г. Москве и получить право на ее жилое помещение. Из-за этого между супругами отсутствует чувство любви, сложились неприязненные отношения: ответчик собирается в ближайшее время разделить жилую площадь через суд.
Петров возражал против предъявленных требований. Он пояснил суду, что вступил в брак по любви, но впоследствии между супругами по вине истицы начались разлады. Ответчик также указал, что с истицей они прожили совместно 2,5 года, он всегда приносил зарплату домой, заботился о жене и ее малолетнем сыне от первого брака. Ввиду возникших неприязненных отношений между ним и женой и невозможности из-за этого совместного проживания он действительно собирается поставить вопрос о разделе их жилой площади, занимаемой семьей по договору социального найма.
Какое решение должен принять суд по иску Крамаренко? Каковы правовые последствия признания судом, брака недействительным в отношении личных неимущественных и имущественных прав лиц, состоявших в таком браке?
ОТВЕТ:
1. Согласно п. 1 ст. 27 СК РФ основанием для признания брака недействительным является фиктивность его заключения, т.е. фиктивным признается брак, заключенный без намерения создать семью. При заключении фиктивного брака отсутствие желания создать семью может быть как у одного из супругов, так и у обоих. Обычно целью заключения фиктивного брака являются корыстные соображения будущего супруга (супругов), в т.ч. например, желание приобрести право на жилое помещение, право на прописку, получение имущественной выгоды и т.д. Однако основанием отнесения брака к фиктивному является не заключение его из корыстных побуждений, а отсутствие у супруга (или обоих) намерения создать семью. При этом обнаружить истинные мотивы заключения брака практически не представляется возможным, поэтому признать брак фиктивным довольно сложно. Следует отличать фиктивный брак от брака, заключенного из корыстных побуждений. Последний заключается лицами, желающими создать семью, хотя ими движет не чувство любви и уважения, а скорее меркантильные интересы.
Исходя из изложенного считаем, что суд должен отказать Кромаренко в удовлетворении иска
2. Согласно ст.30 СК РФ брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 ст.30 СК РФ
К имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключенный супругами признается недействительным.
Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным .
При вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания в соответствии со статьями 90 и 91 СК РФ, а в отношении раздела имущества, приобретенного совместно до момента признания брака недействительным, вправе применить положения, установленные статьями 34 «Совместная собственность супругов», 38 «Раздел общего имущества супругов» и 39 «Распределение долей при разделе общего имущества супругов», а также признать действительным брачный договор полностью или частично.
Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством, а также сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.