Смекни!
smekni.com

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь (стр. 3 из 9)

88


и ожесточенные в этой связи споры в 90-е годы, когда дискуссия шла о соотношении прав СССР и союзных республик, об их праве на выход из состава СССР, о пересмотре содержания Конституции СССР и т.д.

Различают несколько видов суверенитета. Однако, по мнению Г.Х. Шахназарова, "понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства. У народа не существует другого способа реализовать свою суверенную волю, как через государственный механизм; единственное исключение составляет революционное ниспровержение власти"55. Особо хотелось подчеркнуть позицию А.И. Лепешкина, который подчеркивает неделимость суверенитета народа, а о суверенитете национальном и государственном говорит лишь как о формах его проявления56. Однако, на наш взгляд, прав М.А. Биндер, который отмечает, что между различными видами суверенитета существует связь, и поэтому они находятся в единстве, но в то же время нельзя отрицать и существование большого числа специфических черт, следовательно справедливо, выделение трех видов суверенитета - народного, национального и государственного57.

Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутрен­нюю и внешнюю политику58. Изначально само понятие "суверенитет" возникло как определенная характеристика, атрибут государства. Суве­ренитет всегда связывался с государственной властью и выражал ее способность быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Причем и содержание суверенитета, и учение о суверенитете всегда имели конкретную направленность, были связаны с решением насущных вопросов общественной жизни. Если говорить о государственном суве­ренитете, то это понятие возникло и широко использовалось в борьбе за освобождение светской, государственной власти из подчинения церк­ви"59. Как отмечал русский юрист Н.И. Палиенко, "суверенитет являет­ся не только исторической категорией, но характеризует собой и ныне юридическую природу государственного властвования и является тем нобходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов и ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств"60.

55Советское государство и право. 1972. № 10. С. 137.

56Лепешкин А.И. Суверенитет в Советском союзном государстве и его укрепление в период
развитого социализма // Советское государство и право. 1976. № 7.

57Верховный Совет союзной республики и его конституционные полномочия. - Алма-Ата,
1979. С. 63.

58Лепешкин АЛ. Курс советского государственного права. Т.1. - М., 1961. С. 260; Дорогин В А.
Суверенитет в советском государственном праве. - Мн, 1948; Шевцов B.C. Суверенитет советского
государства. - М., 1972. С. 7; 29 - 31.

59Атаманчук Г. Суверенитет: чей и для чего? // Союз. 1991. № 8. С. 8.

60Палиенко Н.И. Суверенитет - историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое
значение. - Ярославль, 1903. С. 556.

89


Совершенно справедливо Г. Атаманчук критиковал взгляды тех авторов, которые необоснованно суверенитет из сферы политики, из сферы государственно-правовой жизни стали трансформировать в сфе­ру экономики61, для которой характерно действие совсем иных законов, основывающихся на форме собственности, существующем механизме хозяйствования62. Эта тенденция особенно ярко проявилась во второй половине 80-х годов. Более того, суверенитет из государственно-правового "переместился на административно-территориальный уровень, когда уже области, районы, города, поселки и даже отдельные села ста­ли провозглашать свой суверенитет"63.

По мнению Г. Атаманчука, государственный суверенитет имеет точное содержание, источники и рамки применения. Он констатирует следующие его моменты: "...суверенитет только и исключительно ха­рактеризует государственность, выделяя и подчеркивая ее отличие от других общественных явлений; суверенитет связан с волей народов, населения государственно оформленной территории и содержит ее в собственных элементах; суверенитет является объективной реальностью, не требующей чьего-либо утверждения, но предполагающей использование его в качестве основы любых иных государственно-правовых явлений"64.

Затрагивая проблему суверенитета, М.Г. Мойсеенко утверждает, что "абсолютного государственного суверенитета нет и быть не может, ибо на современном уровне цивилизации, в условиях единого мирового хозяйства, неустранимой взаимозависимости государств по экономической, экологической, гуманитарной и многим другим линиям государственный суверенитет по своим свойствам (законам) может быть только в чем-то ограниченным. Во всяком случае, не абсолютным, а таким, когда он сочетается с суверенитетом других государств, с возрастающим влияни­ем мировых и региональных сообществ государств"65.

Суверенитет государства - это важнейшее, основное свойство госу­дарства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой.

Обладание государственным суверенитетом - это не что иное как верховенство и независимость государственной власти внутри страны, а также в проведении внешней политики. Однако и здесь возможны ограничения. Международным сообществом выработаны принципы цивилизованных отношений между государствами, которых они долж-

61Бухвальд Е., Валентей С, Одинцова А. Экономический суверенитет, самоуправление и
демократизация // Общественные науки и современность. 1917. № 2; Сурилов А. Централь­
ная проблема - суверенитет // Под знаменем ленинизма. 1990. № 3. С. 51.

62Атаманчук Г. Суверенитет: чей и для чего? // Союз. 1991. № 8. С.8.

63Атаманчук Г. Указ.работа; см. также Сурилов А. Указ.работа.

64Атаманчук Г. Указ.работа; см. также Сурилов А. Указ.работа

65Мойсеенко М.Г. Союзный договор и суверенитет: теория, практика, противоречие // В кн.:
Конституционная реформа: поиски и решения. 1991. С. 143-144.

90


ны придерживаться (см., например, ст. 18 Конституции РБ, а также Декларацию о принципах международного права, касающихся друже­ственных отношений и сотрудничества между государствами в соответ­ствии с Уставом ООН, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 24 де­кабря 1970 года; Декларацию о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 14 февраля 1992 года; Декларацию о соблюдении сувере­нитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ го­сударств - участников СНГ от 15 апреля 1994 года). Общепризнано также, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве также может быть предметом международной защиты.

Верховенство государственной власти - это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти, это, прежде всего, ее нео­граниченность (с известными, безусловно, оговорками) ничем, кроме по­ложений демократической конституции и естественного права. Верхо­венство власти означает ее единство в том смысле, что нет "двоевлас­тия", другой конкурирующей власти, посягающей на представитель­ство воли народа.

Независимость государственной власти означает ее самостоятель­ность, ее исключительное право издавать нормативные акты, опреде­лять и поддерживать конституционный порядок.

Государственный суверенитет - основное условие международной правосубъектности.

Государственная власть, обладая полнотой и верховенством, небез­гранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой влас­ти. Государство не может признаваться тем субъектом, границы дея­тельности которого безмерны, и что оно может делать все, что ему заб­лагорассудится. Интересный пример такой возможной "безграничнос­ти" власти приводил выдающийся русский юрист Г.Ф. Шершеневич, который писал следующее: "Гипотетически государственная власть может установить законом социалистический строй или восстановить крепостное право; издать акт о национализации всей земли; взять по­ловину всех имеющихся у граждан средств; обратить всех живущих в стране иудеев в христианство; запретить все церкви; отказаться от своих долговых обязательств; ввести всеобщее обязательное обучение или запретить всякое обучение, уничтожить брак и т.п."66.

Исторический опыт показал, что иногда государство стремится дей­ствовать именно таким образом, как писал Г.Ф. Шершеневич. Однако подобного рода "зигзаги" в развитии государства, в отношениях между ним и гражданами дорого обходятся обществу. Для того чтобы проти­водействовать сползанию государства к тоталитаризму, сохранению де­мократического развития и внедряется принцип разделения властей, система сдержек и противовесов. О степени цивилизованности госу­дарства судят по его отношению к правам и свободам граждан, на-

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. - М., 1910. С. 217.