Тактика допроса потерпевшего обусловлена главным образом его процессуальным статусом (ст. 42 УПК РФ), особенностями процесса формирования его показаний, заинтересованностью в исходе дела, другими объективными и субъективными факторами.
Особенности его допроса заключаются в следующем[108].
1. Потерпевший непосредственно сталкивается с фактом преступления или преступником. В большинстве случаев он очевидец совершенного преступления, поэтому он осведомлен об обстоятельствах преступления, в результате которого ему причинен вред. Его показания чаше всего более полные, чем показания свидетеля, они помогают следователю составить представление о случившемся, выдвинуть версии, обнаружить доказательства о характере преступления и путях его раскрытия. Однако, нельзя не учитывать, что возникающие в момент преступного посягательства страх, боль, физические страдания, возбуждение и напряжение, вызванные борьбой, а также личностными, интимными переживаниями в случаях совершения половых посягательств, формируют сложное психическое состояние, заметно влияющее на процесс восприятия и запоминание потерпевшим обстоятельств совершенного преступления. Особо грубое физическое насилие, острые психические переживания, характерные для посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность, могут привести даже к частичному или полному выпадению из памяти пережитого события[109].
Психофизическое состояние потерпевшего, пережившего нервное потрясение в связи с преступлением, служит причиной того, что в его показаниях могут быть преувеличение опасности пережитого посягательства; пробелы в описании события преступления; непоследовательность изложения и др.
2. Потерпевший является в большинстве случаев, лицом, заинтересованном в исходе дела. Отсюда показания потерпевшего могут быть ложными и необъективными. Однако заинтересованность его в исходе дела сама по себе не должна рассматриваться как обстоятельство, дающее основания отвергать показания потерпевшего или ставить под сомнение их правильность.
3. Потерпевший может занимать активную позицию. Об активной позиции свидетельствует, прежде всего, реализация им права дачи показаний, представление доказательств, заявление ходатайств и отводов, участие в следственных действиях, ознакомление с протоколами следственных действий и при необходимости подачи замечаний на них, ознакомление с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта, ознакомление по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела и т. д.
4. Потерпевший может занять пассивную позицию. При этом он не вправе препятствовать расследованию и рассмотрению уголовного дела (уклоняться от явки по вызовам следователя и в суд, давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний, разглашать данные предварительного расследования). В противном случае потерпевший может быть привлечен к ответственности.
5. Дача показаний потерпевшим - это не только право, но и обязанность потерпевшего. Потерпевший имеет право на представителя, который приобретает такой же процессуальный статус, как и сам потерпевший. Однако это не распространяется на дачу показаний. Это право и обязанность не может быть делегирована представителю. Право давать показания потерпевший может реализовать только лично. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и случае его последующего отказа от этих показаний. Положения п. 3 ч.2 ст. 42 УПК РФ базируются на положениях ст.51 Конституции РФ[110].
Как показывает практика, не редки случаи, когда потерпевшие по тем или иным причинам не дают правдивых показаний. Особенно часто это встречается в случае добросовестного заблуждения, желанием возместить убытки за счет обвиняемого, скрыть свою неприглядную роль в деле, умолчание об интимных сторонах своей жизни или стеснительность потерпевшего, когда речь заходит об интимных вопросах, в частности, по делам о половых преступлениях
Между тем, тот или иной результат допроса зависит прежде всего от позиции допрашиваемого - желает ли он говорить правду или намерен скрывать ее и придерживаться установки на ложь. Поэтому стоящая перед следователем общая задача - получить достоверные и полные сведения от допрашиваемых – должна стать основной[111].
Допрашивая потерпевшего, следователь должен выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с преступником до совершения преступления, во время его совершения и после. Это позволяет лучше понять мотивы преступления, механизм его совершения. От потерпевшего следователь, как правило, получает информацию о том, где, когда, каким образом, какими орудиями и средствами совершено преступление, кто его совершил и кто к нему причастен, каковы возможные источники криминалистической информации
Существенное значение имеет анализ образа жизни потерпевшего, его личностных качеств, стереотипов поведения, социальных связей, коммуникативных особенностей, а также особенностей поведения в экстремальных условиях.
Особого внимания требует вопрос о том, какие следы потерпевший мог оставить на теле, одежде преступника, орудиях преступления. При этом следует учитывать криминалистическую типологию связей, места, времени, способа совершения преступления с характером отношений потерпевшего и преступника.
Следует тщательно проверять показания потерпевшего, учитывая, что в ряде случаев при первом допросе состояние крайнего психического напряжения лица, воспроизводящего стрессогенное событие, ограничивает его возможности. При повторном допросе возможно явление реминисценции - более полное воспроизведение событий. Взаимодействие следователя с потерпевшим должно строиться с учетом состояния потерпевшего как лица, пострадавшего от определенных событий, перенесшего психическую травму, ищущего защиты у правосудия[112].
Существуют особенности в тактике допроса свидетелей и потерпевших иностранных граждан. Так, готовясь к допросу иностранца, следователь должен с особым вниманием изучить материалы уголовного дела. Это позволит ему правильно и исчерпывающе определить предмет допроса, а затем - содержание и логическую очередность вопросов, которые будут заданы допрашиваемому.
Работу по определению обстоятельств, подлежащих выяснению при допросе гражданина иностранного государства, следует проделывать особенно тщательно. Повторный допрос иностранца, как правило, невозможен: если допрашиваемый - иностранный турист, он вскоре покинет пределы России; если же - дипломатический или консульский сотрудник, его повторный допрос в силу особого правового статуса может производиться лишь в исключительных случаях.
Определяя круг вопросов, которые будут поставлены перед допрашиваемым, надо обращать особое внимание не только на их юридическое содержание и, собственно,тактическое значение, но и на их политическую и идеологическую направленность. Лучше избегать постановки перед иностранцем вопросов, которые касались бы его политических убеждений или национальных чувств и могли превратить допрос в дискуссию о политике, идеологии или национальных отношениях.
Следует продумывать не только содержание вопросов, но и их форму. Вопросы, обращенные к иностранному гражданину, особенно потерпевшему от преступления, должны отличаться особой корректностью и тактичностью[113].
Наконец, необходимо тщательно выверять лексику и стиль при формулировке вопросов. Неудачу в допросе иностранца, особенно знающего русский язык, может предрешить одно небрежно оброненное слово. Значение одного и того же слова может быть воспринято людьми разной социальной, национальной и государственной принадлежности совершенно различным, иногда прямо противоположным образом. Так, иногда иностранные граждане капиталистических государств проявляют плохо скрытое недовольство, когда к ним обращаются словом "товарищ". Иностранцы из Африки могут возмутиться, если при них употребляют слово "негры", хотя в русском языке оно не содержит в себе каких-либо оскорбительных оттенков.
Нередко последствиями неудачного словоупотребления бывают серьезные затруднения и даже невозможность проведения допроса вообще. В одном случае африканец (потерпевший по уголовному делу) отказался от проведения очной ставки с обвиняемым только потому, что последний несколько раз произнес слово "негр". Иностранец заявил, что он покидает кабинет следователя, так как не желает более подвергаться оскорблениям.
Редакция планируемых вопросов должна выбираться и с учетом того, что во время допроса они будут переведены на язык допрашиваемого. Нельзя поэтому злоупотреблять образными выражениями, иносказаниями, идиоматическими оборотами и другими словесными формами, которые затрудняют перевод вопросов на язык допрашиваемого и тем самым их понимание иностранцем[114].
Готовясь к допросу иностранного гражданина, следователь должен создать такие условия, которые помогали бы установлению психологического контакта с допрашиваемым, способствовали появлению отношений взаимного доверия и непредубежденности. Исходя из этого, не следует настаивать на проведении допроса именно в кабинете следователя. Когда допрос иностранца происходит на его квартире или на службе (например, в помещении дипломатического или консульского представительства), сама окружающая обстановка делает его поведение более раскованным и свободным, А это, в конечном итоге, способствует установлению психологического контакта и содействует успеху следственного действия в целом. Конечно, при условии, что лидерство в допросе сохраняется за следователем[115].