Довольно чётко в "Государе" выражена позиция Макиавелли по отношению к религии вообще и по отношению к католическому Риму в частности. Он всячески подчёркивал огромную значимость религии для жизни государства и огромную пользу, которую может извлечь умный правитель из религиозности людей. С помощью религий создаются новые государства, объединяются народы, во имя религии люди способны на подвиги и лишения, и задача властителя повернуть этот религиозный фанатизма на благо себе и государству. Макиавелли настоятельно рекомендует правителям сохранить основы, поддерживающей их религии. И хотя Макиавелли признает необходимость религии, однако религия, с его точки зрения, должна быть подчинена государству и стать послушным инструментом для укрепления последнего. Идеалом государя является «сильная личность», человек, идущий к поставленной цели невзирая ни на какие препятствия, включая 10 заповедей. Христианство не способствует воспитанию таких людей. Можно считать, что Макиавелли заложил основу для поворота от религиозного мышления к идеологическому.
Аккуратно нужно подходить государю и выбору советников. Если помощник больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Выбрав хорошего советника, государю необходимо воздавать ему по заслугам, чтобы советник не стремился к переворотам.
Автономность политики от других сфер человеческого существования, прежде всего – от нравственности, превышение государственных интересов над интересами личности – вот отправные точки политической философии Макиавелли. Безусловно, итальянский философ осмысливал негативный опыт своего времени: политическое бессилие разрозненной и потерявшей самостоятельность Италии. В этой ситуации основным приоритетом становится возрождение мощи раздробленного на части государства.
Технология власти мудрого государя не слишком сложна, на современном языке. Это выглядит как метод «кнута и пряника»: "...людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести".
Принцип всей теории Макиавелли буквально содержится в следующем: любое действие или бездействие, направленное на пользу государства, должно быть оправданно, даже если для достижения цели пришлось нарушить законы морали, религии, кодексы чести и достоинства. Мыслитель считал, что пусть обвиняют поступки государей, лишь бы оправдались результаты. «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу» - говорил Макиавелли.
4.1. Теория власти Макиавелли в рамках современной политики.
Как уже отмечалось выше власть, и государство имеют тесную взаимосвязь. Борьба за политическую власть всегда была и будет актуальной проблемой. Россия в этом плане не исключение. Наша страна за свою многовековую историю прошла сложный путь. Были и многочисленные войны, и смутные времена, и смена существующей формы правления, и полной смена жизненных ценностей и ориентиров. Поэтому было бы неправильно в своей работе обойти тему политической ситуации в нашей стране. В качестве Верховной власти выдвигается то монархия, то коммунизм, нашедший, к сожалению, воплощение в тирании и деспотизме, то демократия. Это обусловливается известным психологическим состоянием нации, которому наиболее соответствует тот или иной принцип власти. Политика в деле установки Верховной власти сливается с национальной психологией. В той или иной форме Верховной власти выражается дух народа, его верования и идеалы, то, что он внутренне сознает как высший принцип, достойный подчинения ему всей национальной жизни.Современная политика еще не вполне стабильна в своих ориентирах, целях и задачах. Обстановка в стране еще до недавнего времени была крайне не стабильна и политически, и экономически и духовно. Она напоминала Италию ΧVI века - в стране отсутствовало единство. В начале 90-х годов вслед за распадом СССР была реальной опасность распада и России. Парад суверенитетов, охвативший российские автономии, привел на грань выхода из России Татарстан, Чечню и ряд других республик. В этих условиях актуальной становиться концепция Макиавелли о «О гражданском единовластии», в которой фактически обосновываются идеи демократии. Он пишет, что есть еще один способ, как стать государем основывается на силе благоволения сограждан. Единовластие становиться, как бы гражданским, утверждается по требованию народа. Фактически это та ситуация которая произошла в нашей стране в 90е годы. Старая идеология изжила себя, общество почувствовало необходимость в перестройке существующего уклада, т. е. фактически происходит то, от чего предостерегает Макиавелли правителя – власть превратилась в тиранию и неизбежно потеряла свою силу. «Государство незыблемо, если правительство не дает повода к возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. В условиях Советского Союза в основе власти лежал страх. В какой то момент он перерос в ненависть, что конечно привело к распаду существующего строя. Возможно, если руководство страной обратилось бы к наследию Макиавелли, то многих ошибок удалось бы избежать. В итоге этих ошибок произошла смена не только идеологии, формы правления, власти, но и смена всех ценностей общества. Народ выдвинул, поддержал новую власть и, т. е. власть утвердилась за счет поддержки народа, который и привел к власти новое правительство.
В нашей стране находит фактическое отражение еще одна концепция Макиавелли: «Как государь должен поступать касательно военного дела». Политический курс, как СССР, так и современная Россия проводят активную военную политику. Ни для кого не секрет, что Россия обладает большой военной мощью и это признают все странны мира. Как говорил Макиавелли без хорошей армии и военной политики государство слабо и находиться в большой опасности.
В нашей стране всегда военная промышленность была на высоком уровне и финансировалась в первую очередь. Политика нашей страны направлена на укрепление военной мощи. В настоящий момент происходит реформа в армии, с целью сделать собственную армию страны боеспособной, современной и сильной. Опять же происходит отражение концепции Макиавелли в современном государстве.
Одно из важнейших направлений сегодняшнего этапа реформирования российского государства — перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование модели федерации, которая отвечала бы историческим традициям и современным реалиям России. В результате образования Союза Советских Социалистических республик образовалась сложная многоуровневая федерация, включавшая в структуре федеративных отношений и национально-территориальные образования, и оказавшиеся за их пределами территориальные образования — области и края. В качественно новое состояние российская политика вступила после развала СССР и подписания Федеративного договора 1992 года, и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.
Можно выявить основные задачи реформирования и становления политики РФ:
в политике должна доминировать не борьба за полноту власти между Центром и субъектами Федерации, а их конструктивное сотрудничество. Это можно достичь на основе баланса интересов регионов и интересов страны в целом, через создание совместными усилиями оптимальной модели распределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
современное состояние российской политики создает противоречие. В новых условиях национально-территориальные и территориальные субъекты Федерации, с одной стороны, равноправны в отношениях с федеральным Центром, а с другой — сохраняют различия в своем политическом статусе. Очевидно, что в этом случае эффективность политики будет зависеть от эффективности разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и других субъектов Федерации.
Федерализм, как понятие не только политическое, но и как способ организации всей общественной жизни. Поэтому развитие федеративных отношений должно включать в себя создание соответствующей системы государственного регулирования, т. е. создания государственно-региональной политикой.
В 90годы произошло сращивание политики и коммерции, выразившееся в коррупции. Это является большой проблемой современной политики.
Основная проблема Российской политики – противоречивость ряда конституционных положений с действительностью. На деле Конституция часто расходиться не с другими законодательными актами, но и сама с собой. Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение – благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: “Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной”. Но для Макиавелли право – орудие власти и выражение силы. Во всех государствах основой власти «служат хорошие законы». Эта проблема к сожалению пока не решена, но тенденции к улучшению ситуации уже есть.