Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т. е. вообще характерен для государства как политического общения.
Из неправильных форм государства тирания - наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда - высокая оценка им реформ Солона.
Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй»[5].
Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других - равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междуусобицам и мятежам.
В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства Аристотель отмечает, что это - логическое построение и здесь «нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над фактами, доступными исследованию путем опыта».
Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей.
Заключение
Платон считал, что причина возникновения государства - наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.
Свобода личности подавляется государством: государство стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.
Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние - низшим.
Аристотель, осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально-философское учение. Социальная и политическая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса - города государства как политического общения свободных и равных людей.
Аристотель полемизировал с Платоном по ряду принципиальных моментов государственного устройства (наличие и отсутствие частной собственности, выделение основных форм государства). Аристотель и Платон, тем не менее, сближаются по ряду положений. Оба вели речь лишь о свободных людях, не включая в политическую систему общества рабов. Оба осуждали чрезмерное стремление к накоплению богатства и ставили сельскохозяйственный труд выше труда ремесленного. Оба полагали, что лучшими типами государственного устройства являются монархия и аристократия, а демократия - одним из худших. Два знаменитых философа выдвигали различные теории происхождения государства: Платон - экономическую, а Аристотель - естественную. В то же время, говоря о классовой структуре общества, Платон делал упор на психологические отличия, а Аристотель - на экономические. Оба философа были в определённой степени непоследовательны, смешивая биологические и социальные особенности человека.
Список использованной литературы
1. Платон. Избранные сочинения. - М., 1983.
2. Аристотель. Избранные сочинения. - М., 1984.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
4. Ченышев А.М. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.
5. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М.: Мысль, 1993.
6. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М.: Наука, 1979.
7. История политических и правовых учений. Учебник под ред. Лейста
О.Э.. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
8. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
[1] Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. Пособие. Изд. 2-е, доп. М., «Высш. Школа», 1976. - С. 244
[2]Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. - М.: Мысль, 1993
[3] Платон. Избранные сочинения. - М., 1983.
[4]Аристотель. Избранные сочинения. - М., 1994.
[5]Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.