Смекни!
smekni.com

Вступление России в ВТО 2 (стр. 13 из 16)

Казалось бы, что может изменить столь рядовое, на первый взгляд, событие, как вступление России в очередную международную организацию, хотя бы и с громким названием - ВТО? Однако в долгосрочной перспективе это обусловит постепенную кардинальную трансформацию экономического, правового и социального уклада в России, а вследствие этого и серьезно повлияет на будущее нашей страны в целом. Возможно, кому-то такое заявление покажется преувеличением*(2). Но даже со всеми скидками последствия присоединения к ВТО определят очень многое в будущем России. При этом сегодня большинство наших граждан, не имея представления о том, что такое ВТО и право ВТО, об этом даже не подозревают. Сказанное не следует воспринимать как предупреждение об угрозе: ВТО и его право стремятся не к деструкции, а к всеобщему процветанию. Другое дело, каким образом и за чей счет оно будет достигнуто. Не пытаясь разобраться в этих вопросах, рискуешь проиграть.

Между тем вопрос о том, для кого вступление России в ВТО станет желанным событием и, в частности, как оно отразится на отечественных юристах, несколько сложнее. Очевидно, что если исходить из здравого смысла и учитывать стремление юристов к профессиональному самосовершенствованию, то должен последовать однозначный ответ - в целом для юристов это событие желанное. Ведь тогда правила ВТО, воплощенные в соответствующих международных договорах, станут составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции России) и будут применимы к деятельности лиц, занимающихся импортом товаров в Россию и их экспортом из России, к оказанию разнообразных услуг лицами из государств-членов ВТО*(3) российским лицам и наоборот. А чем объемнее правовое регулирование таких операций, тем для юристов лучше, поскольку их хлеб и основа для профессионального роста - истолкование и использование данного регулирования.

При этом нельзя забывать, что ВТО и один из ее столпов - Генеральное соглашение о торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, далее - ГАТС) в числе прочего занимаются вопросами либерализации и регулирования оказания платных юридических услуг (по их терминологии, торговли такими услугами) субъектами из одних членов ВТО субъектам из других членов ВТО. Кстати, в ходе разработки ГАТС высказывались предложения не распространять его действие на сферу оказания платных юридических услуг или же вынести их в отдельный протокол для лучшего учета их специфики. Однако оба эти подхода были отвергнуты*(4).

В ВТО и ГАТС оказание платных юридических услуг трактуется максимально широко: это не только профессиональная деятельность адвокатов или консультирование по вопросам права со стороны индивидуальных предпринимателей и коммерческих или некоммерческих организаций, но и профессиональная деятельность нотариусов и патентных поверенных. Более того, даже деятельность судей государственных судов в свете ГАТС является не чем иным, как оказанием услуг (хотя и не торговлей ими)!*(5)

Когда юристы начинают осознавать, что ГАТС является не только международным актом, истолкование которого для других лиц входит в их задачу (за гонорар или же за зарплату), но и сводом правил, непосредственно влияющим на их профессиональную деятельность, у них возникают вопросы: "В чем состоит такое влияние, и не ухудшит ли ГАТС наше положение?".

Далее кратко будут рассмотрены возможные последствия вступления России в ВТО именно для корпоративных юристов. Заметим, что анализируемый вопрос является весьма непростым: он относится к сфере юридической футурологии, которой в России, увы, никто не занимается. Наши рассуждения носят исключительно гипотетический характер: имеется множество факторов, из-за которых то или иное последствие может не наступить или трансформироваться во что-либо иное. Итак, после вступления России в ВТО:

1. Усложнение российского правового регулирования приведет к повышению спроса на юристов. Количество корпоративных юристов в нашей стране может вырасти, причем не только в мегаполисах. Иными словами, усилится тенденция к более равномерному территориальному распределению корпоративных юристов в России.

2. Многим корпоративным юристам придется уделять больше внимания документам ВТО и регулированию отношений с иностранными элементами на международном уровне и в России.

3. Внутреннее российское регулирование будет усложняться и меняться для того, чтобы отвечать требованиям права ВТО. Это потребует от корпоративных юристов еще большего внимания и готовности повышать свою квалификацию.

4. Повысятся требования к корпоративным юристам в отношении знания иностранных языков, прежде всего английского.

5. Для них также может увеличиться рабочая нагрузка за счет усиления конкурентной борьбы их работодателей с иностранными лицами, для которых доступ на российские рынки товаров, услуг и интеллектуальной собственности облегчится.

6. Возрастет готовность многих работодателей передавать решение соответствующих юридических вопросов сторонним консультантам, что неизбежно в свете увеличения спроса на юристов и их услуги. У многих корпоративных юристов появится необходимость овладеть навыками работы с такими консультантами, среди которых могут быть не только российские и иностранные специалисты внутри России, но и иностранные вне России.

Неизбежен и рост расходов на юридических консультантов со стороны работодателей, особенно в связи с вопросами международного торгового оборота. При этом речь прежде всего идет о затратах на иностранных юристов, услуги которых весьма дороги.

Сказанное ниже является, конечно же, взглядом журналиста, но верного в нем немало: "В ближайшее время многим отечественным компаниям придется тратить много денег на юристов, в том числе на высокооплачиваемых зарубежных адвокатов. А все из-за того, что российское правительство в ближайшее время наконец-то достигнет одной из стратегических целей своей внешней политики.

Статус страны с рыночной экономикой США нам уже предоставили, в Европе аналогичный статус мы получим в течение осени, а там не за горами и вступление во Всемирную торговую организацию. Но вопреки заявлениям официальных лиц ни членство в ВТО, ни рыночный статус не защитят российских экспортеров от антидемпинговых расследований. Вхождение в ВТО и рыночный статус дадут российским предприятиям право полноценно участвовать в антидемпинговых разбирательствах и доказывать свою невиновность. Пользу это принесет только при условии, что наши компании будут тратить на свою защиту много сил, времени и финансовых средств. При этом даже дорогостоящие адвокаты не гарантируют спокойной жизни, поскольку главная обязанность участника расследований - предоставлять зарубежным регулирующим органам большое количество информации о своем бизнесе и своих партнерах.

"..."

...Между тем у российских предприятий нет ни навыков, ни желания защищаться, они предпочитают уповать на политические рычаги.

"..."

Всему миру известно умение западных юристов находить себе заработки на пустом месте. Можно ожидать, что шквал исков против российских компаний будет возрастать. Одни адвокаты будут наживаться на процессах против наших экспортеров, другие - на защите их интересов. Все это "нормальная практика международной торговли"*(6).

Во многом верно и следующее замечание: "Присоединение к ВТО заставит, как сказал один из руководителей черной металлургии, "мочить нас не дешевыми, а дорогими адвокатами"*(7).

Действительно, такова нормальная практика международной торговли и ничего плохого в ней нет. Хаос в мировой торговле не лучше хотя бы потому, что он гораздо более накладен для бизнеса, нежели расходы на юристов.

Соответственно, корпоративным юристам и их работодателям рассчитывать на снижение цен на юридические услуги сторонних консультантов не стоит. Усилившейся конкуренции, потенциально способной обусловить такое снижение, будет противостоять рост спроса на юридические услуги, ввиду чего скорее будет иметь место увеличение их стоимости.

7. Повышение спроса на юридические услуги и юристов приведет к росту заработных плат корпоративных юристов.

8. Имущественное расслоение в среде корпоративных юристов усилится.

9. Работодатели, выигравшие от вступления России в ВТО, должны будут активнее проявлять свою социальную ответственность. Не исключено, что они обратят свое внимание на юридическую сферу и будут в большей степени поддерживать научные исследования или образовательные программы либо даже проекты по оказанию бесплатной юридической помощи.

10. Повысится степень мобильности перехода корпоративных юристов к лицам, специализирующимся на оказании юридических услуг. Одновременно возрастет интенсивность интеграции в ряды корпоративных юристов специалистов, ранее работавших в консалтинге.

11. Ввиду необходимости уделять больше внимания документам ВТО и регулированию отношений с иностранными элементами на международном уровне и в России работодатели захотят активнее нанимать лиц, получивших юридическое образование за рубежом (российских и иностранных граждан), а также тех, кому в ходе получения юридического образования в России интенсивно преподавались международное частное право, право международной торговли, международное экономическое право и т.д.

12. Повышение спроса на юридические услуги и юристов приведет к активизации существующих и появлению новых, в том числе иностранных, поставщиков специализированных товаров и услуг, предназначенных для юристов, прежде всего рекрутинговых агентств. Очевидно, что одним из объектов приложения их деятельности станут корпоративные юристы.