Смекни!
smekni.com

Вступление России в ВТО 2 (стр. 5 из 16)

В руководящем управленческом звене России до настоящего времени отсутствует четкое. понимание задач возможностей и ограничений, накладываемых членством в этой организации. Особенно настороженно подходят к вступлению в ВТО региональные руководители, опасающиеся, роста внешней конкуренции своим производителям.

Действующие в России импортные таможенные тарифы примерно в 2,4 раза ниже, чем в развивающихся странах, и в 1,6 раза выше, чем в экономически развитых. Снижение среднего. уровня ставок таможенного тарифа в связи со вступлением в ВТО не должно создать общеэкономических трудностей, но предполагает дифференцированный подход, обеспечивающий, с одной стороны, более легкий доступ к внутреннему российскому рынку, прежде всего по товарам, не конкурирующим с отечественными и выпускаемыми нечувствительными производствами, с другой - защиту чувствительных и потенциально конкурентоспособных собственных производителей. Это в целом будет отвечать правилам и практике ВТО.

Об отмеченном говорит и российский опыт последних лет. Таможенное регулирование импорта в РФ не было до недавнего времени определяющим инструментом, несмотря на то, что уровни, ставок таможенного тарифа при импорте носили защитительнофискальный характер и становились все более, обременительными. По данным расчетов, среднеарифметический уровень импортных пошлин повысился. с 7,3 в 1993 г. до 12,6 в 1997 г. при некотором Расширении применения комбинированных ставок обложения.

В настоящее время, после дефолта и с учетом предполагаемого вступления России, в ВТО, тарифно-таможенная политика стала более целенаправленной. С начала 2001 г. была осуществлена ощутимая корректировка импортных таможенных пошлин в направлении их снижения, в том числе отказа от малопродуктивных запретительных пошлин, а также преодоления искажения их структуры из-за девальвационных процессов. Введенные с 1 января 2001 г. пошлины на импорт предусматривают практический отказ от максимальной 30% адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действовавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20%, в первую очередь по промышленным товарам широкого потребления, оборудованию продукции химической промышленности, преобладающими в структуре импорта. Ставка 30% сохраняется лишь по пяти позициям, в том числе по табачным изделиям, белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее облагаемых по ставке 25%, куда, в частности, вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические товары. Ставка 25% сохранена только по одной группе - мясо птицы. По однородным товарам (2072 позиции) ставки импортного таможенного обложения унифицированы. Из общего числа ставок импортного таможенного тарифа (11 с лишним тысяч) практически изменены пошлины по 3508 позициям, т.е. более 32% товарной номенклатуры ВЭД. При этом по 3068 позициям они снижены и лишь по 440 повышены.

Снижение и унификация уровня ввозных пошлин привели к уменьшению средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа до 10,7%. Кроме того, осуществлены меры по улучшению структуры импортного таможенного обложения по видам ставок (адвалорных, комбинированных), более широкому применению сезонных ставок при импорте сельхозпродукции.

Модификация импортного тарифа продолжалась и в 2001г.: с 1 октября изменились таможенные импортные ставки по 610 позициям, из них по 481 (почти 80%) произошло снижение (в среднем на 5,8%), а по 108 - некоторое повышение, в среднем приблизительно на 5,5%. Указанное снижение коснулось машинотехнической продукции, в частности, транспортных средств; контрольно-измерительных аппаратов и инструментов; органических химудобрений. Повышение затронуло интегральные схемы и компоненты аппаратуры связи. С января 2002 г. начала действовать новая редакция ТН ВЭД, в которой, согласно обязательствам России, учтены изменения, внесенные в ГСОТ (в части кодовых обозначений).

Введен в действие новый Таможенный тариф, зафиксировавший ранее сделанные и внесший ряд новых поправок в ставки таможенного обложения в основном в сторону снижения по 140 позициям, в том числе по бытовым швейным машинам; судам и другим плавсредствам; аудио- и видеоаппаратуре и комплектующим для нее; полимерной пленке; фруктам и ягодам и т.д. Все это обусловило дальнейшее некоторое снижение средневзвешенного импортного тарифа к середине 2002 г. до 10,0 - 11,0%, что соответствует линии на их последующее понижение в связи с предстоящим вступлением в ВТО. Видимо, такая линия должна быть продолжена при определенной дифференциации шагов и сроков.

Возможный серьезный ущерб может возникнуть при несоразмерном н поспешном снижении пошлин на импорт, которое могло бы привести к необоснованному ослаблению чувствительных и потенциально конкурентоспособных отечественных производителей. По самым предварительным оценкам, средние ставки таможенного тарифа России при вступлении в ВТО должны сложиться на первоначальном уровне 7,0 - 9,0%.

Возможности защиты отечественного производителя. Линия ВТО на либерадизации импорта путем снижения таможенных ставок, не исключает их повышенного уровня по некоторым позициям и на определенное время в целях поддержания чувствительных конкурентоспособных отечественных производств. С учетом российской ситуации, которая в советский период формировалась под воздействием курса на единый народнохозяйственный комплекс, предполагающий высокую самообеспеченность, что претерпело значительные изменения в связи с распадом Советского Союза и развалом сложившихся производственных связей, позиции ряда отраслей экономики и производств серьёзно ослабли. Но, принимая во внимание масштабы страны, высокий уровень ее обеспеченности природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, имеющиеся в ряде сфер современные технологии, преимущественную ориентацию на импорт соответствующих товаров вряд ли можно, считать целесообразной. А поэтому при вступлении в ВТО обоснованно избирательное использование на согласованные сроки импортного таможенного тарифа также для защиты, потенциально конкурентных производств. В таком контексте повышенный уровень таможенных ставок по определенным позициям не, противоречит правилам и практике ВТО. Как свидетельствуют фактические данные, многие страны - члены ВТО пользуются высокими импортными пошлинами для защиты и поддержки отечественных производителей. Это относится как к экономически развитым, так и к развивающимся странам, что можно проиллюстрировать следующими данными. Высокие ставки импортного тарифа (мы их разбили на группы: 12 - 19%; 20 - 29%, 30 - 99%; 100 - 299% и свыше 300% ) применяются в странах ЕС соответственно по: 599, 341, 342, 31 и 2 позициям; в США по: 546, 197, 144, 15 и 11 или около 9% всей товарной номенклатуры импорта; в Японии по: 276, 361; 157, 67 и 31 (более 10%); в Канаде: 444, 49, 21 и 68, выше нет. В Бразилии на первые две группы приходилось 4130 и 770 позиций (около 7% товарной номенклатуры), а в Республике Корея на три первые группы - 58, 432 и 341 (примерно 8%). Наконец, в Китае по первым четырем группам: 1400, 996, 2211 и 46 (более, чем 40%).

Между тем защитительная роль повышенных ставок таможенного обложения, как указывалось, весьма гибка и достаточно эффективна, о чем говорит и пример из российского опыта. Упомянутое снижение импортных пошлин на текстильные изделия сразу же привело к ощутимому вытеснению отечественных предприятий с внутреннего рынка за счет расширения импорта. По предварительным оценкам, этот вариант поддержки отечественных производителей может быть обоснованно применен в отношении: гражданского авиастроения, большинства видов автомобильных транспортных средств, универсального станкостроения, некоторых видов сельхозмашин, отдельных товаров химии, легкой, текстильной и пищевой промышленности и т.п. При этом на данном этапе должна ставиться задача закрепления их в первую очередь на внутреннем рынке.

И здесь можно учесть опыт ряда развитых стран, где таможенные тарифы при импорте отдельных товаров были в 3 - 5 раз выше средневзвешенных: например, по текстилю и одежде в США - 14,6%; ЕС - 9,1% и в Японии - 7,6%.

Отдельный вопрос - сельское хозяйство. И здесь, по замыслу ВТО и в соответствии с договоренностями Уругвайского раунда, акцент в либерализации торговли должен быть сделан в перспективе на тарифно-таможенные меры. Хотя уже сейчас в ряде стран, и прежде всего в экономически развитых, на многие виды сельскохозяйственных, продовольственных товаров установлены повышенные размеры таможенных пошлин. Так, в США импортный тариф: на сахар - 244%, на молоко - 83%; в Канаде: на масло - 360%, сыр - 289%, куриные яйца - 236%. Для сравнения укажем, что в России ставки действующего таможенного тарифа: на мясо крупного рогатого скота - 15%, куриное мясо - 25%, молоко - 15%, пшеницу - 5%, а сахар 25%. В развитых странах и, в частности, в США и Европейском союзе, масштабная государственная поддержка сельскохозяйственного производства и экспорта осуществляется с помощью субсидий. Суммарный годовой размер их достигал в США в 1999-2000 гг. 175 млрд. долл., а в ЕС - 100 млрд. евро. В расчете на 1 га угодий субсидии в США составляли 200 долл., в Швеции - 800 долл., в Норвегии - 3500 долл. Проектом федерального бюджета США на 2002/2003 финансовый год предусматривается довольно значительное увеличение субсидий фермерским хозяйствам. В ЕС, наряду с национальным субсидированием сельского хозяйства, осуществляется его поддержка в рамках единой сельскохозяйственной политики. Только в 2003 г., по данным телепрограммы «Euronews» от 01.05.02 г., предусматривается выделить аграрному сектору более 46% общей суммы (48,2 млрд. евро) бюджетных расходов Евросоюза.

Совершенно иное положение в России. Здесь в сельском хозяйстве занята существенно большая часть активного населения, чем в странах Запада, - почти 12%. Подавляющая часть текущих потребностей населения в сельскохозяйственной продукции вполне может быть удовлетворена собственным производством и при нормальном качестве, стоит существенно дешевле; потребительские цены на традиционные овощи и фрукты, картофель, например, на 25 - 30% ниже. Вместе с тем, последние преобразования нанесли сельскому хозяйству особый ущерб, а многие принципиальные экономические и социальные вопросы до сих пор не находят решения ( проблемы собственности и пользования землей, пока непреодоленного диспаритета цен на сельхозтехнику и удобрения, с одной стороны, и продукцию аграрного сектора, с другой и т.д.).