В условиях исправительных учреждений могут возникать и более крупные по размерам, но «размытые» в плане разделяемых ценностей и норм общности осужденных, которые в специальной литературе называют «землячествами». Возникновению последних способствовали в свое время и официальные ведомственные мероприятия, когда в середине 80-х годов большие группы осужденных усиленного режима были целенаправленно перемещены из южных регионов страны в РСФСР. Именно в связи с этим, по мнению В.М. Анисимкова (1997), в местах лишения свободы и возникли криминальные кавказские, азиатские и другие региональные общности осужденных, которые активно стремились к лидерству в пенитенцирной среде[18].
Разделение осужденных на неформальные группы существует в учреждениях исполнения наказания с момента их образования и является закономерным. Оно представляет собой социально-психологические, естественно-физиологические и субкультурные основания, которые в совокупности продуцируют группы осужденных, отличающиеся друг от друга степенью привилегированного положения в своеобразном сообществе. Как и любая замкнутая общность людей, среда осужденных порождает своих «авторитетов» и «отверженных», в ней всегда присутствуют лица, которые нейтрально относятся и к тем и к другим. Последние, как правило, составляют большинство осужденных (65-75%), число же авторитетов немногочисленно – до 10%. Подобное процентное соотношение отмеченных категорий индивидов характерно было на всех этапах развития «тюремной общины». На это указывают отчеты и обзоры о деятельности уголовно-исполнительных учреждений[19].
2.7. Криминальные группировки
Наряду с указанными неформальными социальными группами — «семьями» и «землячествами» — в исправительных учреждениях на традициях «воровской идеи» всегда существовали и криминальные группировки осужденных. Внешне основывая свое существование на «субкультуре тюремной общины», члены таких группировок в то же время стремятся к авторитарной власти среди осужденных, открыто высказывают и демонстрируют негативное отношение к режиму отбывания наказания, к труду, учебе, воспитательным мероприятиям, ведут запугивание и реальную борьбу за влияние в среде осужденных с представителями самодеятельных организаций.
В статусно-иерархическом плане члены криминальных группировок в исправительном учреждении могут занимать места по трем уровням. На высшем уровне находится лидер. Им, как правило, является лицо, заслужившее признание со стороны представителей уголовной среды: «вор в законе» или «смотрящий» — криминальный авторитет, получивший «мандат» и имеющий поддержку от преступного сообщества на воле. Лидерство часто основывается на «харизме», ранее приобретенном статусе в уголовном мире, наличии престижного опыта (не менее двух судимостей), тонком знании криминальных норм и особенностей отношений в среде осужденных.1 Стремясь осуществлять «теневое» руководство всеми осужденными, «криминально коронованные лидеры» пытаются утвердить свою власть не только на пропаганде «воровской идеи», но и на различных видах принуждения, реализуемых с помощью членов подчиненной и единолично руководимой криминальной группировки.
«Вор в законе» является неформальным лидером не только в местах лишения свободы, а в преступном мире вообще[20]. «Вор в законе» не выдвигается в лидеры спонтанно, используя любую конфликтную ситуацию между осужденными. Такое «звание» преступник получает не сразу, а после длительного периода тесной связи с преступным миром. Его нужно заслужить. После того как преступник будет принят в «закон», он становится постоянным лидером. «Семья блатарей» принимает «коронованного лидера» и об этом знают не только осужденные, но и администрация колонии. После этого его можно назвать лидером-профессионалом. Лидеры криминального мира осуществляют «теневое» руководство осужденными в конкретных учреждениях, они не берут на себя выполнение противоправных замыслов. Руководя сплоченным формированием из числа осужденных, «воры в законе» осуществляют свое руководство с помощью концентрации в одних руках материальных рычагов влияния – финансовых средств материальной помощи («воровского общака»). «Воровской общак» – это материальная база сплоченности преступного мира, паразитирующего на идеях коллективизма и взаимопомощи[21].
На втором уровне в криминальном образовании утверждаются лица из числа непосредственного окружения лидера, к которым чаще всего в специальной литературе применяют термин авторитеты. По исследованиям В.М. Анисимкова (1998), данные лица обладают примерно такими же криминальными качествами, как и лидер, в то же время по «воровскому кодексу» они не имеют права свергать лидера, выдвигать и утверждать нового, так как их статус не утвержден решениями «блатных тюремных сходок» или съездов «воров в законе». Каждый из них, зная об этом (в том числе и о возможных в последующем суровых наказаниях за нарушение правил криминальной субкультуры), всячески поддерживают лидера по руководству асоциальной группировкой, в пропаганде и утверждении среди осужденных «корпоративных законов и правил преступного мира»[22].
На третьем уровне в иерархии криминальной группировки находятся исполнители — осужденные, которых на блатном жаргоне часто именуют «пехотой», «солдатами», «торпедой». Они рассматриваются и используются «авторитетами» как подручные, а поэтому не принимают активного участия в решении важных вопросов жизнедеятельности «блатного сообщества».
При слабой дисциплине в исправительных учреждениях криминальные группировки могут, во-первых, пытаться распространить свое влияние на весь коллектив осужденных, внедряя «зоновские традиции и обычаи», а во-вторых, путем проведения «сходок авторитетов» добиваются сплочения и координации действий против администрации исправительных учреждений. В последние годы в ряде мест Лишения свободы криминальные группировки представляют собой иерархически жестко структурированные и наиболее организованные сообщества, имеющие связь с внешней преступной средой. Они стремятся представить себя в виде руководящей «группы», обеспечивающей внутренний[23] порядок и выражающей иные интересы всех осужденных. Свое влияние криминальные группировки пытаются распространить и на авторитетных нейтральных осужденных, стремясь их превратить в «центровых» или «козырных мужиков», взаимодействующих с «авторитетами».
Свою руководящую роль в исправительных учреждениях криминальные группировки часто пытаются обеспечить, с одной стороны, путем установления контроля и целенаправленного распределения средств, поступающих в места лишения свободы, активного насаждения понятия «арестантской чести», организации «воровских судов» и жестокой расправы с отступниками от воровской идеи или осужденными, творящими «беспредел», а с другой — «показной лояльностью» их лидеров к администрации учреждений и выбиванию у нее уступок по принципу «ты мне — я тебе». Чтобы усиленно противодействовать криминальным группировкам, персонал исправительных учреждений должен не только знать организационно-структурные и психологические закономерности возникновения и функционирования последних, но и хорошо разбираться в атрибутах насаждаемой ими в местах лишения свободы криминальной субкультуры.
Нейтральное место в тюремной общине занимают лица, которые, как правило, до осуждения не принадлежали ни одной из субкультур. В исправительных учреждениях их в разные периоды называли по-разному: «овцами», «бесами», «мужиками»[24]. Место осужденных этой классификации зависит от их личных качеств и степени усвоения ими неформальных правил «тюремной жизни». Некоторые из них занимают довольно высокое положение («центровые», «козырные мужики») и имеют прямые связи с «авторитетами». Другие, именно «нейтральные», находятся в менее привилегированном положении. Следует отметить, что именно «нейтральные» являются основным объектом эксплуатации со стороны «авторитетов». Некоторые из числа «мужиков» не выдерживают постоянной психической перегрузки и частично деградируют. В местах лишения свободы их называют «чушками», «доходягами», «мусорщиками»[25]. Среди «авторитетов» и других осужденных они не пользуются уважением, но и не преследуются ими.
На последнем уровне классификации «обитателей» мест лишения свободы находятся «отверженные» – осужденные, преследуемые или наказанные «авторитетами» за допущенные нарушения правил субкультурной жизни. Эти люди отвергаются большинством осужденных, часто публично, и находятся в своеобразной изоляции от общества. Между собой осужденные называют их – «провинившиеся» и относят к ним: авторитетов, которые предали свое общество; неплатежеспособных должников; лиц, которые совершили кражу вещей осужденных; осужденных, которые сотрудничают с администрацией исправительной колонии; гомосексуалистов[26].
В местах лишения свободы возможно и отвержение по сексуальным причинам[27]. Большая вероятность быть отвергнутыми существует у лиц, которые имеют формы патологии, в особенности олигофрению. Они легко подвергаются влиянию сексуально-агрессивных лиц, значительно острее воспринимают угрозы. И вдобавок много, кто из них, склонен к вступлению в акт мужеложства в пассивной форме за разные вознаграждения. Эти лица ощутили на себе жестокие насильственные акты за допущенные «правонарушения». Правила поведения для них навязываются со стороны «авторитетов» преступного мира, согласно с которыми они должны вести унизительный образ жизни. Трагическое существование в местах лишения свободы делает этих осужденных равнодушными к своей судьбе, они теряют чувство достоинства.