В-третьих, в микрографии применяют главным образом традиционные регистрирующие материалы, которые в принципе могут быть использованы и в других областях фотографии и репрографии.
Следствием второй и третьей причин является четвертая: высокая экономичность процесса по сравнению с другими (нефотографическими) способами регистрации информации и многократное сокращение объемов хранения по сравнению с факсимильными способами регистрации информации в натуральную величину.
В-пятых, при организации информационных массивов на микроформах управление этими массивами легко автоматизируется с применением компьютеров. Иными словами, в отличие от многих традиционных регистрирующих процессов микрография хорошо стыкуется с самыми современными системами управления. Более того, вывод информации из большинства типов современных ЭВМ осуществляют на микроформы.
Перечень достоинств микрографии можно было бы значительно продолжить, однако, по-видимому, сказанного вполне достаточно, чтобы стало ясно, почему микрография за последнюю четверть века из второстепенной подотрасли копировально-множительных процессов превратилась, по существу, в самостоятельную отрасль техники, играющую важную роль в развитии современного общества, по меньшей мере, в сфере научно-технического прогресса.
Как уже отмечалось выше, развитие микрографии неразрывно связано с развитием фотографических и регистрирующих процессов. Можно выделить три этапа развития микрографии: первый — микрофотография на светочувствительных слоях на основе галогенидов серебра, второй — микрофотография на несеребряных светочувствительных слоях, третий — микрография на несветочувствительных слоях.
Отметим, что это деление в известной мере условно, главным образом потому, что при каждом последующем этапе имел место не переход на новые материалы с отказом от старых, а применение этих материалов в дополнение к традиционным. В результате в настоящее время в микрографии широко применяют как светочувствительные материалы (галогенсеребряные и несеребряные), так и несветочувствительные, регистрирующие тепловое и электронное излучения.
Первый этап развития микрографии начался в 1839 г., когда Джон Данцер разработал основы технологического процесса микрофотографии и получил методом дагерротипии микрокопию. Дагерротипия, первый фотографический процесс, был изобретен Луи Жак Манде Дагерром в 1835 г., однако официальное признание этот процесс получил в 1839 г., после того как дагерро-типные снимки были продемонстрированы на заседании Парижской Академии наук.
В том же 1839 г. Л. Дагерр открыл фотоателье, в котором изготавливал дагерротипные портреты, миниатюры, натурные снимки. Это предприятие принесло ему значительный коммерческий успех. Дагерротипия получила известность далеко за пределами Франции, а Дагерр признан в мире одним из основоположников фотографии.
Изобретатель микрофотографии Дж. Данцер оказался прозорливее изобретателя фотографии Л. Дагерра. Там, где Дагерр увидел только средство худо же ст в е иного отображегшя, конкурирующее с живописью, Данцер разглядел значительно большее. Оценив огромные технические возможности фотографии еще до того, как она получила всеобщее признание, Данцер сумел найти первому фотографическому процессу оригинальное техническое применение, которое оказало огромное влияние на развитие многих отраслей науки и техники.
В процессе микрофотографирования в качестве фотографического объектива Дж. Данцер использовал объектив микроскопа. С его помощью он сфотографировал на даггеротипную пластинку стержень длиной 20 дюймов (около 51 см), изображение которого на копии было уменьшено до Vs дюйма (около 0,3 см). Несложный расчет показывает, что уменьшение изображения уже на первых микрофотокопиях было очень велико (1:160). Наиболее распространенными кратностями уменьшения в настоящее время приняты 1:21—1:48. В принципе кратность уменьшения может быть доведена до 1:200, но это редкий случай.
На первый взгляд может показаться, что за 150 лет развития микрография не только не достигла прогресса в степени миниатюризации изображения, но даже заметно сдала свои позиции. Однако это совсем не так.
Дело в том, что в микрографии важны не только кратность уменьшения, но и исходные размеры воспроизводимого оригинала (объекта). Не случайно Дж. Данцер остановил свой выбор на объекте такой величины, который на снимке после 160-кратного уменьшения имел размер 3 мм. Можно с уверенностью утверждать, что, если бы Данцер попытался получить с тем же уменьшением микрофотокопию объекта высотой не 50, а 5 см, его бы постигла неудача. Во-первых, объектив, который был в распоряжении Данцера, имел низкую разрешающую способность. Но главное препятствие состояло в несовершенстве светочувствительного материала. Дагерротипные пластинки и другие светочувствительные материалы того времени (например, гелиографические пластинки, калотипная бумага) были абсолютно не приспособлены к воспроизведению мелких деталей, т. е. имели низкую разрешающую способность, которая значительно уступала разрешению технических фотобумаг, выпускаемых в настоящее время.
Современные материалы для микрографии по разрешающей способности в десятки, а в ряде случаев в сотни раз превосходят материалы, используемые Дж. Данцером. Поэтому сейчас успешно микрографируют как крупноформатные оригиналы (чертежи), так и деловую документацию, главным образом текст в машинописном и полиграфическом исполнении. Отметим, что высота шрифта у текстовых оригиналов сравнима с высотой изображения, полученного Данцером на фотокопии. Иными словами, средствами современной микрографии можно получить микрофотокопии, на которых воспроизводятся элементы изображения, в сотни раз более мелкие, чем во времена Данцера.
Тем не менее Дж. Данцер по праву считается пионером микрографии, и его основная заслуга состоит в том, что он первым показал принципиальную возможность микрофотосъемки и продемонстрировал ее огромные технические возможности. Отметим, что Данцер получил не только первую микрофотографию объекта, но и первую микрофотографию документа. В Музее истории фотографии, организованном фирмой «Kodak» в Хэрроу (США), среди экспонатов имеются микрофотографии сборника шотландских баллад, сделанные Данцером.
Работы Дж. Данцера привлекли внимание главным образом ученых. Известный английский астроном Джон Гершель в 1853 г., пользуясь технологией Данцера, получил микрофотографии списка литературы и примечаний, напечатанных мелким шрифтом. Через 4 года шотландец Д. Брюстер опубликовал статью о целесообразности хранения секретной информации в виде микрофотографий. Тем не менее прошло более 30 лет со дня открытия микрофотографии, прежде чем этот процесс получил первое относительно широкое практическое применение. В 1870 г. во время франко-прусской войны французский фотограф Роже Дагрон организовал регулярную связь с Парижем, осажденным немцами. Для передачи сообщений Дагрон использовал принцип микрофотокопирования, технологию которого он значительно усовершенствовал. Письма и документы печатали на листах бумаги форматом 60X43 см. 16 таких листов монтировали на панель и фотографировали, получая негатив форматом 35X65 мм. Негатив контактно копировали на коллодионную пластинку, отделяли светочувствительный слой и получали позитивную микроформу весом в несколько грамм, на которой содержалось до 3000 сообщений.
Микроформы посылали с почтовыми голубями в Париж, где изображения с них проецировали на экран, с которого их переписывали. Очевидно, что с точки зрения современной технологии процесс Дагрона был весьма громоздким и трудоемким. Тем не менее, используя его, Французский генеральный штаб отправлял инструкции гарнизону Парижа, а родственники находящихся в осаде парижан могли посылать им частные сообщения.
Следует отметить, что Р. Дагрон получал микрокопии, на которых элементы изображения имели размеры, приблизительно в 10 раз меньшие, чем на копиях Дж. Данцера. Это объясняется прежде всего тем, что при реализации процесса микрофильмирования Дагрон не испытывал трудностей, с которыми пришлось столкнуться Данцеру. Во-первых, были разработаны новые светочувствительные материалы с улучшенными характеристиками, во-вторых, усовершенствована съемочная аппаратура.
Итак, первое "массовое" производство микрокопий относится к 1870—1871 гг. В последующие 20 лет фотографический процесс был значительно усовершенствован как за счет создания новых материалов, так и за счет модернизации съемочных камер. Однако эти успехи непосредственно не отразились на развитии микрографии, интерес к которой возобновился лишь после того, как в 1925 г. Джон Мак-Картни (США) получил патент на первую специализированную камеру для микрографии — аппарат динамической съемки, названный им «Check-о-graph», так как этот аппарат был создан для микрофильмирования банковских чеков с целью определения их подлинности. В 1930 г. эта камера после ряда усовершенствований выпускалась уже крупными партиями, кроме того, появились первые модели читальных аппаратов и были разработаны 35-миллиметровые контрастные галогенсеребряные пленки с разрешающей способностью около 250 мм _i. Все это создало благоприятные условия для коммерческого использования микрографии.
В начале 1930-х годов микрофильмы на 35-миллиметровой пленке получили применение для архивизации деловых бумаг, для размножения копий в библиотеках и при подготовке чертежей.
Массовый интерес к микрографии стимулировал дальнейшие разработки в этой области. Уже в 1933 г. была создана первая камера динамической съемки «Rekordak». Приблизительно в это же время И. Гебель приступил к разработке системы микрофильмирования на форматную пленку с использованием аппарата покадровой (статической) съемки. Его попытки увенчались успехом в 1939 г., когда была разработана технология получения микрофиши и создан модифицированный читальный аппарат для микрофиш. В 1940 г. Джордж Ланген предложил новый вид плоской микроформы — апертурную карту. Таким образом, за 10 лет (1930—1940 гг.) в микрографии был достигнут значительный прогресс.