Обособление гражданского общества от государства привело к ряду государственно-правовых последствий, обуславливающих те особенности современного государства, которые отличают его от государств кастово-сословной эпохи:
1. разграничение первичных частных и публичных в ряду общих интересов находит отражение в системе права.
В частности, выделение его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где уже существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, ставших на путь капиталистического развития. Именно в сфере частного права, закрепляются идеи равенства членов общества, их личные свободы, безопасности, незыблемости собственности и так далее.
2. Развитие гражданского общества порождает представление о Конституции, как о законе, определяющем устройство высших органов государства, но также и права и свободы граждан, в результате чего сама Конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности.
3. Развитие конституционного законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть.
В структуре высших органов государств Нового времени появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные, а не только сословные, представительные учреждения парламентского типа.
Система гражданского общества отличается развитой структурой. Структура гражданского общества – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. В эту систему входят следующие основные элементы:
1. гуманитарный, под которым понимается человеческий состав общества – свободные индивиды;
2. социальный, имеется ввиду социальное деление общества на социальные группы, слои, классы;
3. экономический, то есть формы собственности, отношения собственности, производство, обмен, распределение и так далее;
4. духовный, сюда входят наука, образование, культура, религия и так далее;
5. информационный, охватывает средства и формы информации, общественное мнение и так далее;
6. территориально-управленческий, охватывающий местное самоуправление;
7. организационный, охватывающий разнообразные формы общественных и групповых организаций.
Правовое государство.
Основная идея теории правового государства – это идея о связанности государства правом. Можно предположить, что эта идея зародилась вместе с возникновением государства, ибо еще в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем и военной демократии формировались и функционировали в рамках определенной нормативной системы. Всякая власть стремится к расширению своих властных полномочий, властного пространства, стремится распространить свое влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведет к ущемлению свободы и интересов подвластных, которые не мирятся с узурпацией власти, противодействуют ей, опираясь прежде всего на существующее в обществе право, которое ставит власти предел. Уже в древности мы наблюдаем не единичные случаи, когда субъект, узурпирующий власть, изгоняется народом, как нарушитель вековых обычаев. Вспомним, что последний царь в Древнем Риме – Тарквиний Гордый – был изгнан из Рима за узурпацию власти и заменен двумя военноначальниками – консулами. С изгнанием князей мы встречаемся и у славян: например, князь Игорь, казненный древлянами. Можно сказать, что идея ограничения власти, правомерность борьбы против узурпаторов, присуща любому свободолюбивому народу. Гуго Гроций в своем сочинении «О праве войны и мира» приводит более десяти случаев, когда народ имеет право оказывать сопротивление властям, в том числе и в случае узурпации власти, нарушения монархом закона, и условиях, на которых монарху была вручена власть. С возникновением государства и права эти идеи получили философское, правовое, религиозное обоснование и выражение. С позиции понимания правового государства как требования справедливого по отношению к человеку государственного устройства, представляет интерес три аспекта развития концепции правового государства:
1. История термина «правовое государство».
Термин «государство права» впервые появился в книге немецкого ученого Велькера «Конечные основания права, государства и основания», вышедшей в 1813 году.
2. История развития отдельных положений теории.
Теория правового государства является интегративной. Она состоит из целого ряда самостоятельных концепций, и каждая из них имеет свою историю развития. Это концепции возникновения, становления и развития идеи подчинения государства праву: теория демократии, народного суверенитета, теория разделения властей, естественных прав граждан и иных, существовавших в истории правовых и политических доктрин, авторы которых пытались и пытаются отыскать лучшее справедливое по отношению к человеку государственное устройство.
3. История развития теории правового государства, как самостоятельной целостной научной доктрины.
В истории развития истории правового государства как самостоятельной целостной научной доктрины выделяют рад этапов:
1. Разработка отдельных положений теории правового государства, политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима, средних веков (до XVI века). Эти идеи разрабатывались в работах таких мыслителей, как Сократ, Аристотель, Платон, Цицерон, Фома Аквинский, Мартин Лютер и другие.
2. Обоснование процессуальных положений теории правового государства в новое время – в период буржуазных революций, в период смены традиционных государств государствами конституционными (XVI – XVIII века). Эти идеи разрабатывались в работах таких мыслителей, как Локк, Кант, Гегель и другие.
3. Становление теории правового государства как целостной философской и политико-правовой концепции. Понимание правового государства как особого состояния государственного устройства утвердилось в немецкой литературе по государственному праву первой половины XIX века в трудах Вилькера, Шталя и других.
4. Развитие теории правового государства во второй половине XIX века – в XX веке. В настоящее время правовая государственность – это неотъемлемая принадлежность Западного политического строя. Особую значимость доктрине правового государства придает ее закрепление на государственном уровне, то есть, в Конституция государств.
В России до революции 1917 года теория государства и права разрабатывалась в трудах таких известных российских дореволюционных юристов, как Алексеев, Гессен, Новгородцев и других. В 20х-30х годах прошлого столетия в России она была отвергнута как буржуазная и активно критиковалась в советской научной и учебной юридический литературе вплоть до конца 80х годов. Официальных курс на построение правового государства в СССР был взят на 19ой партийной конференции КПСС в 1988 году. В действующей Конституции РФ Россия провозглашена как правовое государство.
5. Современный этап развития рассматриваемой концепции характеризуется закреплением принципов правового государства в конституционном законодательстве, а также, что характерно для отечественной науки, – осуждение проблем формирования и построения правового государства в России.
Можно ли считать правовыми современные государства, которые так себя называют и провозглашают в конституционном законодательстве принципы правового государства? На этот вопрос нет однозначного ответа! Ответ будет зависеть от того, будим ли мы рассматривать правовое государство как некую идеальную модель, к достижению сходства с которой будут стремиться все государства, или как ряд требований, которые обязуется выполнять государство во взаимоотношениях с личностью и обществом. В первом случае, ни одно из существующих ныне в мире государств нельзя назвать правовым по следующим причинам: нарушения прав человека неизбежны хотя бы из-за отклоняющегося поведения должностных лиц: не везде провозглашенные права можно надлежащим образом использовать по причине хотя бы бедственного экономического положения и т.д. То есть, тогда все будут заниматься построением правового государства, но находиться на различных этапах данного строительства. Во втором случае, в принципе все государства в демократическим политическим режимом, в Конституциях которых закреплены основные положения правовой государственности, можно именовать правовыми. Возможен и промежуточный вариант, когда только некоторые государства с развитой экономикой и устойчивыми демократическими традициями (например, Германия, Швеция и т.д.) называют правовыми, а все остальными – как государства, стремящиеся к этому качеству.