1. Введение.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития, позволяет чётче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
Объектами рассмотрения в моей курсовой работе выступают традиционные и современные теории происхождения государства, а также особенности концепций происхождения права.
2. Причины и условия происхождения права и государства.
Одним из общенаучных методов изучения теории права и государства является историческийметод, поскольку объективное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях оно произошло и как развивалось.
Происхождение права и государства тесно связано с философским пониманием происхождения человека, т.е. "производства самого человека". В 1877 г. был опубликован значительный труд американского этнографа Л. Моргана "Древнее общество", в котором анализируется происхождение, становление и развитие цивилизации и содержится вывод о том, что производство и воспроизводство непосредственной жизни включает производство двух видов: производство средств к жизни и самого человека как продолжения рода.
Если историко-юридические науки изучают содержание конкретных исторических периодов происхождения права и государства, в конкретных странах, то теория права и государства исследует общие закономерности, условия и причины происхождения и развития правовых и государственных явлений.
Право и государство существовали не всегда. Они появились на известной ступени развития человечества. Как показывают исследования, десятки тысяч лет люди современного типа существовали, не зная государственности, определяя свои отношения правилами обычаев.
Чтобы проанализировать причины и условия происхождения права и государства, необходимо обратить внимание на две проблемы, влияющие на содержание этого процесса. Во-первых, в литературе используются разные определения процесса появления права и государства. В одних случаях раскрывается происхождение права и государства[1], в других случаях говорят об их возникновении[2], в-третьих, одновременно используют оба определения[3]. С нашей точки зрения, следует иметь в виду, что процесс происхождения права и государства связан как с первичными условиями их зарождения, так и с возникновением новых государств на основе уже существующих государственных образований. Это порождает разнообразную терминологию. Во-вторых, в литературе как-то не акцентируется внимание на положении о том, что право и государство создавались обществом, поэтому, прежде всего следует обратить внимание на процесс возникновения общества. "Важно исследовать каким образом впервые в недрах общества зародилось государство", — отмечал Г.Ф. Шершеневич[4].
В теории права и государства обращается внимание на то, что самые ранние формы объединения людей были связаны с неупорядоченными семейно-родовыми связями, которые не носили постоянного характера. Это могли быть отдельные "семьи" и более крупные группы, образующие первобытное стадо. Только по прошествии многих тысячелетий первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда, предметы быта; возникли более устойчивые формы человеческих отношений. Но не только экономические предпосылки составляли основу формирования первобытного общества. В литературе указывается на тот факт, что условием выделения человека из мира природы, развития и формирования общества стали определенные социальные факторы. Одним из таких факторов, по мнению ряда ученых, явился запрет инцеста
(запрет на кровосмесительные связи). Особенно эта позиция раскрывается в работах французского этнографа и социолога К. Леви - Стросса. Указывается также на развитие культуры с ее ритуалами, на формирование сознания человека, совершенствование брачных отношений, установление межплеменных связей. Поэтому даже на основе общепринятых теорий в этой области нельзя согласиться с положением о том, что "экономическому базису соответствовали и определенные формы организации человеческого общества"[5].
Дальнейшим развитием социальной организации первобытных людей является родовая община. Научный анализ развития родовой организации на примере североамериканских индейцев дается в уже упоминавшейся выше работе Л. Моргана "Древнее общество". В нашей литературе родовая община представляется как "объединение людей", "группа лиц", "совокупность людей". Краснов и Енгибарян пишут, что, выделяясь из живой природы, люди очень рано стали опираться на такую систему норм и связей, которая заметно отличала их от животных и практически создавала общество как совокупность людей, связанных общими потребностями и целями и взаимодействовавших ради их удовлетворения[6]. При характеристике первобытного общества мы исходим из понятия, что общество — это система общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности[7]. Отсюда и состояние первобытного общества определяется по особенностям функционирования различных сфер жизнедеятельности данного общества. Однако данное общество постоянно находилось в развитии, проходя различные этапы, переживая определенные периоды. Так, профессор В.К. Бабаев в истории развития первобытного общества выделяет три основных этапа: первобытное стадо, родоваяобщина и разложениеродовойобщины[8]. В других случаях считают, что первобытнообщинный строй последовательно проходит период дикости, т.е. первобытное стадо, и период варварства, который подразделяется на две крупные эпохи — бронзовый век и железный век[9]. Свою классификацию развития первобытного общества дает проф. А.Б. Венгеров. Он выделяет несколько видов такой периодизации — общеисторическую, археологическую, антропологическую[10]. В определенные периоды своего формирования первобытное общество отличалось по уровню развития различных сфер жизнедеятельности: экономической, социальной, по управлению обществом, семейной и других сфер.
Отсюда, главным условием происхождения государства и права является достижение определенного уровня развития общества, возможности формирования в его недрах элементов государственности и определенных источников права. Существуют объективные предпосылки, общие закономерности происхождения государства и права или как их еще называют "естественные факторы". Например, профессор А.Ф. Черданцев выделяет несколько линий в процессе развития родового общества и происхождения государства и права: во-первых, это производство материальныхблаг; во-вторых, производствосамогочеловека; в-третьих, связанное с производством и в целом с жизнью общества усложнениеобщественныхуправленческихфункций; в-четвертых, развитиенормативной, регулятивной, системыобщества, своеобразной идеологии (табу, мифы, ритуалы), которая обслуживала и освещала все стороны жизни общества[11]. Данные объективные условия происхождения права и государства достаточно полно выражают сущность рассматриваемых процессов. Вместе с тем, процесс происхождения права и государства настолько многообразен, что трудно его охватить в одном исследовании. Следует выделить и те объективные процессы, которые формировали основные признаки права и государства, отличали их от первобытной общины. В частности, нельзя не обратить внимание на процесс распада родовой общины, ее преобразование и переход территориальной организации общественной жизни населения. В этой связи обращается внимание на возникновение городов–государств в Месопотамии, Горном Перу (IV - III тыс. лет до н.э.). Поселок (селение), в котором живут свободные общинники - земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр – город[12].