Многообразие путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у него множества функций. Однако среди такого многообразия функций необходимо выделить отдельные виды правовых функций. Итак, в рамках теории государства и права приводится следующая классификация[7]:
• основные и иные общие функции права;
• производные от основных функции права: общие и частные;
• функции отраслей права, правовых институтов и отдельных правовых норм.
Основанием приведенной выше классификации функций права является двуединый критерий, который предполагает выявление степени воздействия права на общественные отношения, характера и цели такого воздействия.
Таким образом, по характеру воздействия на общественные отношения главной среди остальных правовых функций является регулятивная функция права. Данная функция права состоит в правовом регулировании, общесоциальном, воспитательном и культурном воздействии права на общественные отношения.
По цели воздействия на общественные отношения регулятивная функция права подразделяется на три общих основных, собственно юридических функции права[8]:
1. Регулятивно-статическая функция права — данная функция состоит в закреплении в соответствующих правовых нормах и институтах того, что составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, а также последующего развития данных явлений.
2. Регулятивно-динамическая функция права — данная функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных правовых задач, а также на запрограммирование результатов такого процесса.
3. Регулятивно-охранительная функция права — данная функция состоит в предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений, в защите и восстановлении нарушенного права. Кроме того, регулятивно-охранительная функция права направлена на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом общественных отношений.
Следует отметить, что регулятивно-статическая и регулятивно-динамическая функции составляют позитивное регулирование права. Регулятивно-охранительная функция права составляет негативное регулирование права.
Помимо общей основной собственно юридической регулятивной функции права, выделяют также общую неосновную несобственно юридическую функцию права — воспитательную. Воспитательная функция права выражает общесоциальную, идеологическую часть воздействия права на общественные отношения. Данная правовая функция направлена на правовое воспитание граждан, на формирование у них правосознания и правовой культуры у общества. Кроме того, воспитательная функция права в самом общем виде способствует формированию правового государства на территории Российской Федерации.
Целесообразно также выделить второй критерий разделения функций права — сфера регулируемых общественных отношений. Согласно данному критерию, как было указано выше, в отдельную группу выделяют следующие производные от основных правовые функции:
1. Общие — экономическая, политическая, социально-культурная функции.
2. Частные — экологическая, налоговая и др.
3. Функции отраслей права:
• конституционное право — функция закрепления прав и свобод человека и гражданина;
• уголовное право — функция определения деяний, которые признаются преступными, и установление наказаний за их совершение и др.
4. Функции правовых институтов — производные от основных и отраслевых функций права:
• гражданское право — функция приобретения права собственности;
• семейное право — функция института усыновления (удочерения)и др.
5. Функции правовых норм — производные от основных, отраслевых и функций правовых институтов:
• конституционное право — учредительная функция;
• трудовое право — поощрительно-ориентационная функция;
• особенная часть уголовного права — запретительная функция.
§ 3 Формы реализации функции права
Процедура реализации права
Развитое, юридически совершенное правовое регулирование[9] общественных отношений выражается не только в определении для их участников субъективных прав юридических обязанностей, но ив установлении порядка претворения их в жизнь.
В частности, деятельность судов и других юридикционных органов осуществляются в процессуальных формах т. е. материальное право. . . имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы”. правовые процедуры, хотя и отличные от тех, которые называются “юридическим процессом”, используются и в других областях юридически значимой деятельности. Иначе говоря, в условиях режима законности любая деятельность по реализации правовых предписаний нуждается в юридической регламентации соответствующей этой деятельности процедурно-процессуальном оформлении.
Правовая процедура есть законодательно установленные способы реализации нор права, обеспечивающие достижение целей правового регулирования в какой-либо сфере общественных отношений. Процедурно-процессуальные формы являются правовыми средствами перевода моделей, установленных юридическими предписаниями, с фактическою порядоченостью общественных отношений и определяет оптимальный порядок достижения результатов “запрограммированных” в нормах материального права. Устанавливающие их правовые предписания (процедурно-процессуальные нормы) регламентируют способы реализации гражданами и организациями прав, свобод, обязанностей, осуществления государственными органами закрепленных за ними полномочий, рассмотрения юридических дел, исполнения принятых по ним решений и тем самым обеспечивают претворение в жизнь норм материального права.
Правовые нормы[10], порядок реализации которых юридически не регламентирован, зачастую оказываются мало эффективными не решают возложенных на них задач. Поэтому вполне закономерно, что в современных условиях, когда в нашем общественном сознании значительно повышается оценка роли права, важность обеспечения норм права такими действенными юридическим механизмами которые гарантировали бы их надлежащее осуществление, неизмеримо возросла. Большая рол в виду данных средств отводиться именно процедурно процессуальным формам. В первую очередь требуют разработки и принятие нормативные акты, устанавливающие порядок реализации конституционных норм о политических правах и свободах граждан, достаточно остро стоят проблемы и “процедурного обеспечения” законодательного процесса, и вообще всей деятельности новых представительных органов.
В тоже время юридическую процедуру осуществляя нормы права нельзя сводить к обеспечению его результативности.
Надо видеть, что процедурно-процессуальная форма, будучи гарантией эффективной реализации норм права, еще и обеспечивает соответствие действий по их осуществлению тем началом, принципом, каким отвечает содержание реализуемых предписаний.
Юридическая регламентация деятельности по претворению норм права в жизнь должна “одушевлять” ее “духом”, пронизывающим содержание этих норм. Она выступает фактором, предупреждающим от извращений содержания правовых предписаний в процессе их реализаций, препятствует ущемлению прав и законных интересов граждан и организаций, использованию субъектами своих прав и свобод в ущерб правам других субъектов или интересам общества, злоупотреблению субъективным правом и т. п. Следовательно, юридическая процедура существует не только для того, чтобы каким-то образом упорядочить организовать действия по реализации норм права, но и для того чтобы гарантировать правовой характер самих этих действий, следовать их адекватным средством достижения целей правого регулирования.