Смекни!
smekni.com

Доказательства в уголовном процессе 3 (стр. 4 из 9)

Например: по делу об убийстве защитник заявляет мотивированное ходатайство о проведении обыска по месту жительства лица, которым по по­казаниям его подзащитного было совершено убийство с целью изъятия ору­дия преступления - револьвера.

В случае, если данный предмет обладает признаками вещественного доказательства, но представлен следователю и суду защитником либо потерпевшим самостоятельно, то такой предмет подлежит проверке и оценке сле­дователем и судом с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. После этого следователем решается вопрос либо о приобщении данного предмета в качестве вещественного доказательства, либо о признании его недопустимым.

Здесь необходимо ука­зать, что в соответствии с пунктом 0 части 0 статьи 0 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адво­кат (представитель или защитник) «вправе собирать и представлять предме­ты и документы, которые могут быть признаны вещественными доказатель­ствами и иными доказательствами в порядке, установленном законодательст­вом РФ». Учитывая изложенное, формулировка «могут быть» в данном законе представляется более корректной.

Необходимо также отметить, что защитник имеет больше прав по представлению доказательств, чем подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Так, он имеет право опрашивать лиц с их согласия, истребовать справки, ха­рактеристики, иные документы от органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обяза­ны предоставлять запрашиваемые документы или копии.

Говоря о праве защитника опрашивать лиц с их согласия, необходимо сказать, что в новом уголовно-процессуальном законе не решен вопрос, как следует защитнику оформить результаты опроса. По мнению Кузнецова Н. и Дадонова С., адвокат может просить лицо собственноручно записать данные им объяснения с указанием: анкетных данных опрашиваемого лица, фактиче­ских обстоятельств, ставших известными опрашиваемому лицу. Результаты опроса (объяснение лица) должно подписываться как опрошенным, так и са­мим адвокатом.

Также предлагается другой вариант закрепления результатов опроса - изложения содержания беседы в ходатайстве с указанием лица, под­лежащего вызову для допроса следователем. Являются ли представленные защитником следователю и суду объяснения доказательствами по делу?

Часть 1 статьи 84 УПК РФ (Иные документы) не дает определения доку­мента. Согласно данной статье «иные» документы могут быть получены или представлены в порядке статьи 84 УПК РФ. Таким образом, по смыслу зако­на объяснения, взятые защитником и представленные суду, следователю, являются доказательствами и выступают в качестве «иных документов»,

Данное положение закона является абсурдным, так как объяснения, взятые защитником у лица по обстоятельствам дела и фактически являющиеся аналогом показаний свидетеля, рассматриваются наряду с показаниями свидетеля при допросе, произведенным следователем в порядке, строго регламенти­руемом УПК и с обязательным предупреждением лица об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Исходя из этого, необходимо внести в уголовно-процессуальный закон изменения: представленные защит­ником следователю, суду объяснения лица могут являться поводом к вызову данного лица для его допроса на предварительном следствии или в суде и только после этого могут расцениваться в качестве доказательств.

Следует указать, что Федеральный закон «Об адво­катской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит

перечень прав адвоката, среди которых - те права, которые имеет за­щитник по УПК РФ. Часть этой же статьи говорит о том, что адвокатом в уголовном судопроизводстве может быть как представитель, так и защитник доверителя. Согласно УПК РФ предста­вителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, а также гражданского ответчика могут быть адвокаты. Таким образом, по указанному закону представители потерпевшего, гражданского истца, частного обвини­теля, а также гражданского ответчика, являющиеся

адвокатами, имеют те же права, что и защитник:

· собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организа­ций

· опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией;

· собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в поряд­ке, установленном законодательством Российской Федерации.

_______________________________________________________________________________________________________

1Кузнецов Н., Дадонов С. Право защитника собирать доказательства: сущность и пределы // Российская юстиция, 2005, №7, С.5

По мнению автора настоящей дипломной работы необходимо закре­пить за указанными представителями - адвокатами эти права и в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ.

В статье УПК РФ субъектом собирания доказательств также указан суд. Вопрос о праве суда собирать доказательства не понимается однозначно. В соответствии с УПК РСФСР суд наряду с прокурором, следователем и органом дознания был обязан «принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию», «принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемо­го, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Таким образом, доказывание обстоятельств, имеющих значение для дела, являлось обязанностью, долгом суда. Положения данных норм противоречили Конституции РФ: во-первых, декларируемым в части 0 статьи 000 Конститу­ции РФ принципам состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, поскольку суд обязан был выполнять функции стороны обвинения; во-вторых, положения указанных статей УПК РСФСР противоречили Конституции РФ, которые предусматривают разделение государ­ственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и осуще­ствление правосудия только судом, из чего вытекает положение о недопустимости возложения на судебную власть каких-либо функций, не совместимых с ее исключительными полномочиями по осуществлению правосудия.

В новом уголовно-процессуальном законе суд освобожден от несвой­ственной ему обязанности доказывания. По мнению Лупинской П.А., это «меняет формы и пределы участия суда в доказательственной деятельности. Сейчас суд не обязан собирать доказательства и к нему нельзя обратить уп­рек в том, что обстоятельства дела не выяснены полностью и всесторонне»0.Несомненно, что лишение суда обязанности по собиранию доказательств -важный шаг уголовно - процессуальной реформы, направленной на усиление состязательных начал процесса.

Вместе с тем, в нашем уголовном судопро­изводстве не воспринята модель англо-саксонского судебного разбирательст­ва, где суд полностью пассивен, обеспечивая только такой ход процесса, который дает возможность сторонам использовать свои права в состязательном процессе. По действующему уголовно-процессуальному закону за судом оставлено право собирания – доказательств. Так, в УПК РФ суд прямо указан как субъект собирания доказательств, за судом оставлено право производства в ходе судебного следствия производить действия по собиранию доказательств: осмотр местности и помещения, следственный экспери­мент, предъявление для опознания, освидетельствование.

3.3. Следственное действие как способ собирания доказательств

Важным способом собирания доказательств является следственное дей­ствие. Понятие следственного действия дано Шейфером С.А.: «Следственное

_______________________________________________________________________________________________________

1ЛупинскаяП.А. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе // Российская юстиция, 2005, №8. С.9

действие можно определить как предусмотренное уголовно-процессуальным законом и применяемое в целях собирания и проверки доказательств меро­приятие, состоящее из совокупности поисковых, познавательных и удостоверительных операций и приемов, которые обусловлены своеобразным сочета­нием в каждом из них общенаучных методов познания, соответствующих особенностям следов преступлений и приспособленных к эффективному об­наружению, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации»1.

Все процессуальные действия следователя по уголовному делу можно было бы назвать следственными. Но здесь нужно отметить, что не всякое следственное действие служит способом собирания и проверки доказа­тельств. В широком смысле слова следственные действия - это любые процессуальные действия следователя, как-то:

· определяющие движение дела и процессуальное положение его участников (вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, предъявление обвинения, разъяснение прав, признание потерпевшим);

· обеспечивающие явку участников процесса (избрание меры пресе­чения, привод);

· реализующие процессуальные права участников процесса (разреше­ние ходатайств, предъявление материалов дела для ознакомления), так и направленные на собирание и проверку доказательств (допрос, осмотр, выемка, обыск и др.).

В юридической литературе высказана мысль, что следственными нуж­но именовать лишь те действия, специфическим признаком которых является их непосредственная направленность на собирание, исследование, оценку и