Выход из кризисного, неустойчивого состояния может быть двояким: либо в направлении к безопасному, спокойному состоянию, либо на путях усиления конфронтационных тенденций в отдельных странах и в Содружестве и даже к возникновению между ними (и внутри них) новых вооруженных конфликтов.
Неустойчивость политической обстановки обусловлена также сложившейся расстановкой военных сил, их соотношением, характером и направленностью политики республик бывшего СССР. За 1992 г. новые государства установили контроль за местными ресурсами, обрели атрибуты государственности и признаны мировым сообществом; в основном ими разделена собственность бывшего СССР, в первую очередь вооруженных сил; они произвели оценку (более или менее объективную) своих возможностей -экономических, политических, военных и других, - а также возможностей внешней помощи, характера и роли отношений с другими странами, особенно с Россией, роли СНГ. Более реально оценили противоречия между новыми государствами и стали более целенаправленно искать пути их мирного разрешения.
1992 г. показал, что не только политическая обстановка зависит от состояния экономических, социально-политических и духовных процессов, но и ее обратное активное воздействие.
Так, проблема раздела Черноморского флота между Россией и Украиной, обострившаяся в начале года, вызвала ухудшение отношений междуними. Объявленный затем временный мораторий на раздел Черноморского флота способствовал смягчению противоречий между Россией и Украиной. Вооруженный конфликт в Абхазии, где находятся и российские войска, не только ухудшил военно-политическую обстановку в этом регионе и в СНГ, но и осложнил переговоры между Россией и Грузией, атакжеобострил межнациональные отношения на Северном Кавказе, чреватые здесь большой войной. Гражданская война в Таджикистане существенно дестабилизировала политическую обстановку в нем, поставила под вопрос государственную самостоятельность молодого национального государства и существенно ухудшила военно-политическую обстановку в СНГ. Социально-политическая напряженность в России, острота межнациональных, этнических отношений в Ингушетии, Северной Осетии и в целом на Северном Кавказе генерировали вооруженный конфликт между Ингушетией и Северной Осетией; его урегулирование станет важным стабилизирующим фактором не только для этих республик, но и для России, и для СНГ.
Ключевым моментом для военно-политической обстановки явилось новое геополитическое положение всех членов СНГ, но прежде всего России. В результате самоликвидации Варшавского Договора и распада СССР в восточной части Европы произошла перегруппировка сил. Прежнее равновесие сил в Европе оказалось нарушенным. Если в ее западной части военная организация НАТО продолжает существовать и укрепляться, то в восточной, в пространстве бывших ОВД и СССР военные усилия оказались разорванными и разобщенными. Здесь не стало совокупного военного потенциала, а военный потенциал отдельных стран приобрел иное, чем в рамках ОВД и Союза измерение.
Появились новые геостратегические параметры и обязанности. Так, наиболее крупная из республик - Россия на западе лишилась огромного предполья глубиной свыше 1000 км. На этой территории были расположены все инфраструктуры системы раннего противовоздушного обнаружения и прикрытия, наиболее боеспособные войсковые объединения, важные базы военно-морского флота. Были нарушены системы связи, боевого управления, разведки, обеспечения жизнедеятельности войск. У России же остались войска второго стратегического эшелона. В войсках снизилась боеготовность, упали моральный дух и дисциплина, ухудшилось материальное и социальное положение военнослужащих и их семей. Потребовались огромные усилия, чтобы остановить разрушительный процесс в вооруженных силах.
Россия занимает важное место в формирующемся в СНГ соотношении военных потенциалов. И поэтому она оказывает существенное воздействие на военно-политическую обстановку. Но эта роль равноправного члена, ибо военно-политическая обстановка - это определенная система, в которой и другие ее звенья играют свою, но не второстепенную роль. Последняя определяется многими факторами геополитического, геостратегического порядка, экономическими, военными и другими потенциалами. Особое место в данном случае занимает ядерный фактор. Вследствие этого ситуация в СНГ с военной точки зрения во многом зависит от Украины, Беларуси на западе и от Казахстана-на юге.
Украина, наряду с Казахстаном, одна из крупнейших после России бывших республик. И по территории, и по населению, и по экономическому и научному потенциалу. Ее политическое влияние сопоставимо с Россией как в СНГ, так и на международной арене. Политика Украины была одним из факторов, осложняющих военно-политическую обстановку в СНГ. Это обусловлено существующими территориальными разногласиями, прежде всего связанными с Крымом; разделом Черноморского флота; несогласованностью в решении экономических задач; разными подходами к стратегическим наступательным вооружениям, находящимся на территории Украины; отказом от коллективной обороны в рамках СНГ. К российско-украинским отношениям примыкают территориальные разногласия Украины с Молдовой из-за части территорий Черновицкой и Одесской областей Украины и северных областей Молдовы. Нельзя не учитывать историческую разделенность государства на Западную и Восточную Украину, что не способствует политической стабильности в стране.
Беларусь в отличие от Украины в большей мере способствовала тому, чтобы политическая обстановка в СНГ была более благоприятной. Она однозначно высказалась за безъядерный статут, не имеет с Россией и другими странами СНГ территориальных разногласий и проявляет большую готовность к скоординированному решению оборонных задач.
Казахстан с его значительной территорией, разноязычным населением, большими природными, экономическими и научными возможностями, наличием стратегических наступательных вооружений является одним из интегрирующих факторов СНГ и, тем самым, активно-действующим субъектом формирования устойчивой обстановки в нем. Руководство Казахстана, проводя реалистическую политику в рамках СНГ и в международных делах, однозначно заявило о безъядерном статуте своей страны, принимает решительные меры по сохранению территориальной целостности республики и поддержанию в ней политической стабильности, активно выступает за создание системы коллективной безопасности в рамках СНГ.
Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан, расположенные на южном фланге СНГ, заинтересованы в сохранении и укреплении СНГ, в обеспечении в нем стабильной и устойчивой военно-политической обстановки. Однако реальный вклад каждой изних в это дело неравнозначен не только по объему, но и по характеру. После Казахстана наибольшие усилия к укреплению СНГ прилагали Узбекистан и Кыргызстан. Они активно выступают не только за восстановление экономических, научных и иных связей, но и являются сторонниками создания системы коллективной безопасности и образования необходимых координационных для СНГ органов. Туркменистан проводит более самостоятельную политику, в первую очередь в области обороны. Но эта позиция не подорвала военно-политическую обстановку в СНГ, а, напротив, способствовала ее определенности. Иную роль играл Таджикистан, в котором в течение года наблюдались политическая нестабильность, вооруженное противоборство различных групп по поводу власти прежде всего, резкий экономический упадок, массовая миграция и т.д. Здесь, при отсутствии развитой экономической и ресурсной базы, с учетом этнокультурных связей части населения с афганцами, составляющими значительную долю моджахедов, была предпринята попытка реализовать на практике исламские фундаменталистские идеи. Несмотря на это основная тенденция в Средней Азии действовала в направлении укрепления Содружества и создания в нем благоприятной политической обстановки.
Бывшие республики Союза, расположенные в Закавказье, - Азербайджан, Грузия и Армения - занимают неодинаковое место в СНГ и по отношению к СНГ, и по-разному воздействовали на политическую обстановку в нем. Но в главном их роль схожа: весь год они оказывали дестабилизирующее воздействие на положение в СНГ. Азербайджан и Армения - продолжением и углублением вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, войной между собой на совместной границе, а Грузия - вооруженным конфликтом в Южной Осетии и войной с Абхазией. Хотя Грузия и не входит в СНГ, осложняя ВПО в СНГ, эти государства находятся в сложных отношениях и с Россией, что не может не отражаться на роли последней как в СНГ, так и в мировой политике.
Не способствовали стабильности политической обстановки в СНГ и Прибалтийские государства - Литва, Латвия и Эстония. Это определялось их ярко выраженным сепаратизмом, негативной политикой в отношении к Российским Вооруженным Силам, находящимся в этих странах, нарушением прав человека в отношении прежде всего русскоязычного населения и других российских граждан, а также территориальными претензиями к России (у Литвы - на часть Калининградской области; Латвии - на часть Псковской области; Эстонии - на часть Псковской и Ленинградской областей).
В целом политическую обстановку в СНГ за 1992 г. можно оценить как нестабильную. На отдельных территориях развитие военно-политических событий вышло из-под контроля. Существует вероятность перерастания межнациональных конфликтов в крупномасштабный конфликт, особенно на южных границах России, а также опасность коалиций отдельных бывших республик СССР с другими государствами, находящимися вне постсоветского пространства. Не преодолена опасность социального взрыва среди военнослужащих с применением современных средств вооруженной борьбы как следствие распада единых Вооруженных Сил бывшего СССР и отсутствия четкой политики России в отношении защиты россиян в других государствах.