В связи с данными положениями авторы предлагают внести изменения в часть восьмую статьи 302 УПК РФ, указав, что «если основания прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования, указанные в пунктах 1-3 части первой статьи 24 и пунктах 1 и 3 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, обнаруживаются в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу»[13]. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, суд постановляет оправдательный приговор, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 24 и пунктом 3 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, - обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания». В остальных случаях суд прекращает уголовное дело на основании положения ст. 254 УПК РФ.
Обоснована необходимость разграничения понятий «реабилитация» и «возмещение вреда лицам, незаконно подвергнутым мерам уголовно-процессуального принуждения». Реабилитация применяется только к лицам, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование или которые были осуждены или направлены для применения принудительных мер медицинского характера или применения принудительных мер воспитательного характера, связанных с помещением в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Возмещение вреда лицам, незаконно подвергнутым мерам уголовно-процессуального принуждения, применяется в отношении лиц, не подвергавшихся при этом уголовному преследованию. Предложено выделить в главу 181 УПК РФ «Возмещение вреда лицам, незаконно подвергнутым мерам уголовно-процессуального принуждения, не связанным с осуществлением в отношении них уголовного преследования» нормы, регулирующие основания и процессуальный порядок возмещения причиненного вреда лицам, незаконно подвергнутым мерам уголовно-процессуального принуждения сотрудниками правоохранительных органов или суда.
Заключение
Таким образом, изменение в действующем законодательстве представляет собой значительный шаг вперед в правовое государство. На основе исторического анализа можно проследить за развитием термина «подозреваемый», эволюцию его прав и обязанностей. Процессуальное положение, статус данных субъектов представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, к которым относятся – права подозреваемого, его обязанности и гарантии их реализации.
Каждый их этих элементов в свою очередь представляет собой сложную структуру, состоящую их отдельных групп правовых норм регулирующих правовое положение подозреваемого при разных условиях развития конкретного уголовного дела.
Как показало исследование, права входящие в состав правового статуса подозреваемого носят однотипный характер, что вызвано ролью лица в уголовном процессе. Очень показательна в этом отношении направленность прав и обязанностей подозреваемого. Их целью является обеспечение реализации основных принципов судопроизводства:
- неприкосновенность личности, жилища, личной жизни;
- обеспечение подозреваемому права на защиту;
- всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;
Права подозреваемого довольно многочисленны и закреплены в различных нормах уголовно-процессуального кодекса, а также других нормативных актов. Нарушение любого из процессуальных прав подозреваемого влечет за собой в первую очередь нарушение его права на защиту.
Новый УПК РФ закрепляет и конкретизирует основные положения права на защиту подозреваемого. В числе прочих изменений можно назвать прямое включение в перечень прав обвиняемого права на защиту всеми не запрещенными законом способами, детализация правового положения адвоката в уголовном процессе, право подзащитного на конфиденциальное свидание с защитником до первого допроса, расширены основания признания лица обвиняемым либо подозреваемым и т.д.
Тем не менее практика показывает, что в правоприменительной практике имеют место многочисленные нарушения правового статуса подозреваемого. К ним относятся:
- отказ обвиняемому в удовлетворении ходатайства о приглашении в качестве защитника выбранного им самим адвоката;
- переводчик не предупрежден следователем об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод;
Несмотря на все указанные негативные моменты, положительные тенденции в укреплении законности в деятельности правоохранительных органов налицо и можно надеяться, что данные мероприятия приведут к спаду количества нарушений прав личности в уголовном процессе.
Список использованной литературы
1. Лясковик Е.А. Конституционные основы института реабилитации в уголовном процессе // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2001. С. 335.
2. Полянский И.Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. М., 1956. С. 68.
3. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М., 1968. С. 40.
4. Аверченко А.К. Подозреваемый и реализация его прав в уголовном процессе. Автореферат диссертации на соискание уч. степени к.ю.н. Томск, 2001. С. 7-8.
5. Зайцев О. А., П. А. Смирнов. Подозреваемый в уголовном процессе. М., 2005.
6. Конституция российской Федерации.
7. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Авт.-сост. А. Ю. Шумилов. – М., 2002.
8. Комментарий к УПК РФ/А. В. Гриненко. М., Эскмо, 2006.
9. Уголовный процесс. Учебник /Под ред. В. П. Божьева. – М., 2005.
10. Уголовный процесс России: Общая и Особенная части: Учебник /Под ред. В. З. Лукашевича. СПб., 2004.
11. Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 2. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
12. Уголовно-процессуальное право: Учебник /Отв.ред. В. И. Радченко. М., Юристъ, 2005.
13. Ф. Багаутдинов «Право на защиту. Проблемы и предложения» - Законность 2001 г. №5 с.46-51.
14. Коментарий к УПК РСФСР\ научно-практический, постатейный, изд-е 2-е проработанное и дополненное. - М.: СПАРК 2000 г. - 540 с.
15. Бородин С.В. «Обвиняемый как участник уголовного судопроизводства» - М.: «Дрофа» 2001 г. с.63.
[1]См.: Свод законов Российской империи. Т. 1315. СПб., 1842. Ст. ст. 976, 979.
[2]Раздел 1, глава 1, ст. ст. 12, 13. См.: Отечественное законодательство 11-20 вв. Часть 1. 11-20 вв. / Под ред. О. И. Чистякова. М.: Юристъ, 1999. С. 56.
[3]Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление либо проступок. Правила и формы для производства следствий (по судебным Уставам 20.11. 1864). СПб., 1870. С. 305-314.
[4]См.: Аверченко А.К. Подозреваемый и реализация его прав в уголовном процессе. Автореферат диссертации на соискание уч. степени к.ю.н. Томск, 2001. С. 7-8.
[5]Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление либо проступок. Правила и формы для производства следствий (по судебным Уставам 20.11. 1864). СПб., 1870. С. 314-322.
[6] См.: п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ.
[7] См.: части 2 и 3 статьи 224 УПК РФ.
[8]См.: п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ.
[9] См.: п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ.
[10] См.: Бойков А. Новый УПК России и проблемы борьбы с преступностью // Уголовное право. 2002. N 3. С. 65.
[11] См.: Куссмауль Р. Дискриминационная норма нового УПК // Российская юстиция. 2002. N 9. С. 32.
[12]Лясковик Е.А. Конституционные основы института реабилитации в уголовном процессе // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2001. С. 335.
[13]Лясковик Е.А. Конституционные основы института реабилитации в уголовном процессе // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2001. С. 335.