ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
Кафедра уголовного процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО
УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ
ВАРИАНТ 2.Участники уголовного судопроизводства
ТЕМА: ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Выполнил: курсант_____курса
Набор __г.
Взвод №
Дата защиты:______________
Оценка:__________
________________________
подпись преподавателя
Руза-2010
ПЛАН
Введение…………………………………………………..…………………3
1. Содержание и историческое развитие понятия «подозреваемый»….6
2. Правовое положение подозреваемого в уголовном процессе…..........10
3. Проблемные аспекты реализации прав и законных интересов подозреваемого в уголовном процессе ...……………..……………… ....15
4. Прекращение уголовного преследования и порядок реабилитации подозреваемого………………………………….….....................................20
Заключение…………………………………………………………….…...28
Список использованной литературы…………………………………......30
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что настоящее время в Российской Федерации продолжается комплексное реформирование всех сторон государственной и общественной жизни. В качестве одной из приоритетных целей реформ провозглашено построение правового государства. При этом формирование правовой государственности обозначило проблему переосмысления многих государственных, правовых и гуманитарных институтов, особенно в области прав и свобод человека. Это в первую очередь относится и к уголовному судопроизводству. Одним из основных направлений совершенствования уголовно-процессуального законодательства России в свете Концепции судебной реформы является защита прав и интересов лиц, вовлеченных в процессуальную деятельность, четкое определение их прав и обязанностей, а также гарантий их обеспечения. С этой точки зрения представляет значительный интерес анализ проблемы приобретения лицом статуса подозреваемого как участника процесса, в чьем отношении осуществляется уголовное преследование, и взаимосвязанного с нею вопроса касательно окончания расследования его предположительно преступной деятельности, исследование дискуссионных аспектов правового положения подозреваемого и реализации им своих правомочий при производстве по уголовному делу. Указанным проблемам в отечественной уголовно-процессуальной науке уделялось достаточно внимания. Они были предметом исследования таких российских и советских процессуалистов, как Алексеев Н.С., Гуткин И.М., Зайцев О.А., Каминская В.И., Карнеева Л.М., Кокорев Л.Д., Лукашевич В.З., Мотовиловкер Я.О., Рахунов Р.Д., Савицкий В.М., Строгович М.С. и других.
Однако фактические изменения качественного обновления общественных отношений и продолжающаяся законотворческая деятельность российского государства требуют глубокого теоретического осмысления новых концепций и идей в сфере уголовного судопроизводства вообще и института подозреваемого как составного элемента уголовно-процессуального права, в частности, углубленного изучения практики применения норм данного уголовно-процессуального института, ее анализа и обобщения с целью дальнейшего совершенствования указанного института, процессуального положения подозреваемого в уголовном судопроизводстве.
Следует также иметь в виду, что почти все исследования в данной области были осуществлены до принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ряд положений которого сильно изменяет правовое положение личности в уголовном процессе, в том числе и такого участника уголовного судопроизводства, как подозреваемый, выдвигая не освещенные вопросы, касающиеся регламентации процессуального статуса подозреваемого. Это позволяет по-новому рассмотреть некоторые, существующие уже достаточно длительное время, проблемы, связанные с участием в уголовном процессе лиц, подозреваемых в совершении преступления. Обращение к проблематике участия подозреваемого в уголовном судопроизводстве обусловлено и тем, что в Уголовно-процессуальном кодексе РФ имеют место пробелы в урегулировании его процессуального положения. В частности, анализ норм УПК, регламентирующих порядок приобретения лицом статуса подозреваемого, позволяет сделать вывод о наличии в них коллизий терминологического и смыслового характера. Само определение понятия подозреваемого в законе не учитывает специфику ведущейся в его отношении процессуальной деятельности начального этапа расследования. Ряд правомочий подозреваемого в УПК Российской Федерации сформулирован недостаточно четко, порядок их реализации порой регламентирован неполно, хотя описывается многословно, тяжелым для понимания языком, допускающим двусмысленность толкования. Между Кодексом и подзаконными актами, конкретизирующими его положения применительно к реабилитации подозреваемого, имеются существенные противоречия. Учитывая при этом, что подозреваемый - достаточно «распространенная» процессуальная фигура, то следует уделять пристальное внимание проблемным аспектам его участия в уголовном судопроизводстве с точки зрения совершенствования положения личности в уголовном судопроизводстве. Поэтому дальнейшей регламентации правового статуса подозреваемого в направлении введения дополнительных уголовно-процессуальных гарантий защиты его прав и законных интересов, легитимным и даже необходимым.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в ходе участия подозреваемого в уголовном судопроизводстве: приобретения им процессуального статуса, реализации ряда правомочий, прекращения пребывания в указанном качестве. Предмет исследования составляют правовые нормы, регламентирующие правовое положение подозреваемого и порядок его участия в производстве по уголовному делу.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе действующего законодательства, практики деятельности правоохранительных органов и специальной литературы выработать теоретические положения и научно- обоснованные рекомендации, направленные на закрепление менее дискуссионного определения понятия подозреваемого в уголовном процессе, укрепление законности при привлечении граждан к участию в уголовном судопроизводстве в данном качестве, призванные обеспечить усиление законности в этой области.
1. Содержание и историческое развитие понятия «подозреваемый»
История возникновения и развития любого правового института представляет интерес и для современного исследователя, поскольку позволяет проследить процесс формирования правовых норм, их историческую необходимость и потребность в механизме правового регулирования, что является характерным и применительно к институту подозреваемого в российском уголовно-процессуальном праве. Под этим углом зрения историческое исследование норм, определяющих понятие и правовое положение подозреваемого, преследует следующие цели:
во-первых, рассмотрение генезиса данного уголовно-процессуального института и подробный анализ его эволюции;
во-вторых, сравнение некоторых норм о подозреваемом в различные периоды развития уголовного судопроизводства в целях выявления и изучения положительного опыта для выработки оптимальных предложений по совершенствованию порядка участия в производстве по уголовному делу указанного субъекта процесса. Кроме того, сравнительный историко-правовой анализ института подозреваемого представляет определенный научный интерес еще и потому, что позволяет уяснить предпосылки, необходимость появления данной процессуальной фигуры в отечественном уголовном процессе и дает возможность сопоставления правового статуса подозреваемого на различных этапах развития российского уголовно-процессуального закона с современным законодательным закреплением его прав и обязанностей для комплексной и системной оценки правовых норм, определяющих положение подозреваемого в уголовном судопроизводстве. Достаточно сложно сказать, в каком именно правовом акте впервые появился термин «подозреваемый». Так, Свод законов Российской Империи, составлен в 30-х годах XIX века гласил, что в случае, когда улики указывали на обстоятельства, возбуждающие против кого-либо «сильное подозрение» в совершении преступления, необходимо «брать» данное лицо для допроса и исследования обстоятельств дела, несмотря ни на какие его привилегии.
Свод законов закреплял и такой вид судебного приговора, как приговор «об оставлении в подозрении». Как указывал Н.Н. Розин, данный вид приговора составлял 87, 5% среди всех судебных приговоров того времени.
Тем не менее, принимая во внимание отсутствие упоминаний о собственно «подозреваемом», ответа на вопрос, кого необходимо считать таковым лицом, приведенные нормы Свода дать не позволяют.[1]
Необходимо иметь в виду, что упоминания о подозрении, подозрительных лицах встречаются в «Кратком изображении процессов или судебных тяжб 1715 г.» - своеобразном своде правил уголовного и гражданского судопроизводства петровской эпохи. Но употребление данных понятий в указанных нормативных актах практически никак не связано с современным обобщенным подходом к этим терминам либо их аналогам. К примеру, статья 12 «Краткого изображения» гласила, что «ежили, кто из судей им явитца какой ради нибудь притчины подозрителен, то надлежит ему против их ответствовать вкратце ... И тогда надлежит подозрительному судье купно с челобитным отступить». Статья 13 данного документа, перечисляя причины, на которых могло основываться подозрение судьи, указывала: «Притчины, которые могут судью в подозрение привесть, суть следующие: ежели он с челобитчиком или ответчиком обязан свойством или иной какою особливою дружбой...».[2]