Смекни!
smekni.com

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и граждани (стр. 2 из 7)

Таким образом, мы можем определить основные права человека и гражданина, как права, закрепленные конституционно.

Помимо этого, существует еще немало прав (и соответственно обязанностей – в этом проявляется дуализм права) связанных с различными статусами лиц – авторские права, права собственников и т.д. Все эти права регулируются отраслевым законодательством и, поскольку все законодательство Российской Федерации строится на приоритете Основного закона, соответствуют основным правам, закрепленным в Конституции.

“Только конституционные права и свободы имеют такой всеобъемлющий адрес – как каждый человек и гражданин, или каждый гражданин Российской Федерации”[9]

Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.

-Личные права;

-Политические;

-Социальные и экономические права;

-Культурные права[10];

Думается, что классификация прав и свобод достаточно условна – так право собственности является не только личным, обеспечивающим самостоятельность личности, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека; право на определение национальности и пользование родным языком – может рассматриваться не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных.

Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобное разграничение прав:

· Личные права человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.

· Политические права и свободы - отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти. Однако этот критерий дает возможность рассматривать многие из так называемых личных прав в числе прав гражданских и политических – например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29). В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, думается, целесообразно рассматривать такое понятие как “гражданство” – выше приводилось определение этого института, данное в Законе о гражданстве РФ.[11] Кроме того, нужно отметить, что несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности. Следует также отметить, что осуществление некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ), для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определенного возраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладает жизненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известно всегда сопутствуют правам. Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью.

· Говоря о правах социально-экономических, необходимо отметить, что Конституция 1993 года Российской Федерации привнесла много нового в эту сферу жизни - личность стала экономически активной. Положения об экономических и социальных правах и свободах человека, изложенные в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года легли в основу статей Конституции РФ 1993 года. Помимо положений, регулирующих экономические права и свободы, большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не только и не столько правах, сколько о гарантиях.

· Культурные права - Осуществление этих прав и свобод человека в демократическом социальном государстве предполагает гарантии на свободу творчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 45).

Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в российской федерации занимают так называемые “права по защите других прав”. “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство….”[12] - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

Поскольку темой нашей работы являются конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. “Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”[13]. Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55 - не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и не требует наличия специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов – например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что “условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона”[14].

Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина”[15]), гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов.

Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.

В юридической литературе принята классификация гарантий:

Юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;

Экономические, социальные политические, духовные, социально –психологические – как общие гарантии.

Рассмотрим их специфику:

¨ Социально-экономические – в Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности. Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных нормативных актов регулирующих развитие экономики страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.

¨ Политические – направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий. Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией “государственная защита прав и свобод человека в российской Федерации гарантируется”[16].

Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 25 декабря 1996 года. “Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами”[17]. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.