Освидетельствование регламентируется ст. ст. 179, 180 УПК РФ и заключается в обследовании обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или потерпевшего в целях обнаружения особых примет, следов преступления и т.д., если для этого не требуется производство судебной экспертизы.
Практика показывает, что в целях выявления информации об обстоятельствах, обусловивших совершение преступления, это следственное действие применяется крайне редко. Так, всего 3% опрошенных следователей и дознавателей устанавливали причины и условия, способствовавшие совершению преступления, в процессе освидетельствования[54].
Можно признать, что причиной редкого использования на практике освидетельствования в этих целях является недостаточное представление о возможностях данного следственного действия и порядке его производства.
Между тем освидетельствование позволяет выявить новые и проверить собранные по делу доказательства (например, факт причинения потерпевшим телесных повреждений подозреваемому (обвиняемому)); получить информацию о личности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего (например, о наличии у подозреваемого (обвиняемого) физического заболевания, обусловившего совершение преступления), о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления (например, выявление у подозреваемого или обвиняемого состояния наркотического опьянения).
Важно отметить, что законодательное закрепление возможности производства освидетельствования для выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля имеет существенное значение. В ст. 181 УПК РСФСР данное положение не было отражено, хотя на практике следователи (дознаватели) использовали указанное следственное действие для установления алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения подозреваемого (обвиняемого). В связи с тем, что эти факторы нередко являются обстоятельствами, способствовавшими совершению преступления, можно признать весьма удачным законодательное закрепление в ч. 4 ст. 146 УПК РФ возможности производства освидетельствования до возбуждения уголовного дела. Это объясняется тем, что в ряде случаев несвоевременное производство указанного следственного действия может привести к потере следов преступления или особых примет, изменению физиологического состояния лица, подлежащего освидетельствованию, что в свою очередь может негативно отразиться на профилактической деятельности органов предварительного расследования.
Обыск предусмотрен ст. 182 УПК РФ и представляет собой следственное действие, заключающееся в обследовании помещений, участков местности и отдельных лиц в целях отыскания и изъятия предметов, документов и ценностей, могущих иметь значение для уголовного дела. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов.
Согласно проведенному исследованию 8% следователей и дознавателей считают, что при обыске наиболее часто происходит выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления. Обычно это следственное действие производится по месту жительства подозреваемого (обвиняемого) с целью обнаружения и изъятия предметов и документов, содержащих информацию о личности обыскиваемого и факторах, обусловивших совершение преступления. Это могут быть взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества, яды, лекарственные препараты, запрещенные к свободному обращению, иные предметы, свидетельствующие об антиобщественной направленности подозреваемого (обвиняемого) и его преступной деятельности. В данном случае к производству обыска целесообразно привлечь кинолога, иного специалиста (например, химика, врача-фармацевта, взрывотехника и т.д.)[55].
Кроме того, при обыске могут быть обнаружены письма, дневники, различные записи, чертежи и схемы, карты с обозначением мест подготавливаемых преступных действий и т.д. Если доподлинно известно, где и у кого находятся предметы и документы, свидетельствующие о факторах, обусловивших совершение преступления, то производится выемка (ст. 183 УПК РФ).
Из числа опрошенных 7% следователей и дознавателей считают, что при ее производстве наиболее часто происходит выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления. С помощью выемки, как правило, изымаются истории болезни, амбулаторные карты, иные медицинские документы, свидетельствующие о наличии у подозреваемого (обвиняемого) заболевания, явившегося обстоятельством, обусловившим совершение преступления.
Допрос подозреваемого (обвиняемого) регламентируется ст. ст. 46, 47, 173, 174, 187 - 190 УПК РФ и заключается в получении следователем (дознавателем) непосредственно от подозреваемого (обвиняемого) в установленном законом порядке информации об обстоятельствах совершения преступления.
Практика показывает, что допросы подозреваемых (обвиняемых) достаточно активно используются лицами, осуществляющими предварительное расследование по делу, для установления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Так, 56% опрошенных следователей и дознавателей считают, что допрос подозреваемого относится к числу следственных действий, при производстве которых наиболее часто выявляются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. В то же время 44% опрошенных относят к таким следственным действиям допрос обвиняемого[56].
Поскольку особенности допроса обвиняемого достаточно подробно освещены[57], рассмотрим лишь те моменты, которые непосредственно связаны с выявлением причин и условий, способствовавших совершению преступления.
В зависимости от следственной ситуации (конфликтной, бесконфликтной) и занимаемой подозреваемым, обвиняемым[58] позиции следователь (дознаватель) избирает в процессе допроса те или иные тактические приемы.
В конфликтной ситуации обвиняемый отказывается давать показания, отрицает свою причастность к совершению преступления, дает ложные показания об обстоятельствах дела, в том числе и о факторах, обусловивших совершение преступления, и т.д. В этом случае следователь (дознаватель) может использовать тактические приемы эмоционального воздействия, а именно: побуждение к раскаянию на основании использования положительных качеств допрашиваемого; создание впечатления повышенной осведомленности о преступлении, а также причинах и условиях, способствовавших его совершению; предъявление доказательств, изобличающих допрашиваемого во лжи, и т.д.
В бесконфликтной ситуации следователь (дознаватель) должен стремиться к наиболее подробной и точной фиксации показаний обвиняемого, поскольку в данном случае, как справедливо указывает А.А. Шмидт, «важно не само признание, а сведения о фактах, обстоятельствах, соответствующих действительности»[59].
В результате допроса обвиняемого следователь (дознаватель) может найти ответы на следующие вопросы: каковы истинные причины совершения преступления; каким путем обвиняемый проник и удалился с места происшествия; использовал ли он при этом транспортные средства, технические приспособления для прибытия на место происшествия, преодоления преград, а также животных или людей для отвлекающего маневра или в качестве «приманки» для потерпевшего; на протяжении какого времени обвиняемый находился на месте происшествия; какими условиями, способствовавшими совершению преступления, воспользовался; кто является подстрекателем, организатором или пособником преступления; каким образом вел себя потерпевший непосредственно перед совершением преступления и в процессе его совершения; знали ли участники преступления о нарушениях правил хранения материальных ценностей на предприятии, материально ответственных лицах и т.д.
В любом случае в целях установления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, необходимо истребовать информацию о личности обвиняемого (психическом состоянии здоровья, наличии/отсутствии тяжких заболеваний, отношении к алкоголю, наркотическим средствам, психотропным веществам и т.п.).
Анализ практики свидетельствует о том, что следователи получают эти сведения, как правило, путем истребования амбулаторных карт, медицинских документов и справок, допроса самого обвиняемого, а также допросов в качестве свидетелей его родственников, друзей, сослуживцев, лечащего врача.
Помимо этого, в ходе расследования подлежат установлению и такие обстоятельства, как особенности воспитания и нравственного формирования личности обвиняемого; условия проживания и работы; отношение к окружающим и труду; взгляды и увлечения; наличие/отсутствие судимостей, а также связей с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни; социальные проблемы; отношения с потерпевшим до и после совершения преступления и т.п.
Помимо допросов обвиняемого, свидетелей и потерпевших, эти сведения наиболее часто выявляются путем истребования справок о наличии/отсутствии судимостей (65%); характеристик, иных документов с места жительства, учебы, работы и иных учреждений (55%); реже - при помощи непосредственного ознакомления следователя (дознавателя) с условиями жизни и деятельности обвиняемого (15%); изъятия писем, дневников, а также личных записей обвиняемого (3%).
В ходе допроса обвиняемого следователь (дознаватель) может получить информацию об обстоятельствах, связанных с готовящимися или совершаемыми на момент допроса преступлениями, и своевременно принять соответствующие меры профилактического характера.
При этом важно подчеркнуть, что показания подозреваемого (обвиняемого), как и показания потерпевшего (свидетеля), подлежат тщательной, всесторонней проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами.
Очная ставка - одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия (ст. 192 УПК РФ). Существенность противоречий определяется лицом, производящим предварительное расследование по делу, с учетом особенностей расследуемого преступления. Противоречия, касающиеся обстоятельств, входящих в предмет доказывания (в том числе причин и условий, способствовавших совершению преступления), всегда существенны. Однако это не означает, что следователь (дознаватель) обязан в таких случаях проводить очную ставку. Проведение этого следственного действия - не обязанность, а право лица, производящего предварительное расследование. Ее результаты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Поэтому некоторые авторы[60] считают, что очная ставка не единственный и не самый лучший способ преодоления существенных противоречий в показаниях двух ранее допрошенных лиц. Тем не менее, психологическое воздействие очной ставки настолько сильно, что в практике наблюдались случаи, когда при одном лишь упоминании о необходимости ее проведения недобросовестные потерпевшие, свидетели, подозреваемые, обвиняемые начинали давать правдивые показания.