Смекни!
smekni.com

Становление основ советского права октябрь 1917 г. ноябрь 1921 г. (стр. 3 из 6)

Биржи труда вели учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Они регистрировали спрос и предложение труда и оказывали безработным государственную помощь. Было установлено, что предприниматели при закрытии ими предприятий обязаны вносить определенные отчисления во Всероссийский фонд безработных.

Советское государство еще не могло обеспечить право на труд. Но оно уже декларировало всеобщую обязанность трудиться. Свое законодательное закрепление всеобщая трудовая повинность нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция признала труд обязанностью всех граждан Советской Республики: "Не трудящийся да не ест".

Маркс и Энгельс полагали, что рабочий класс, придя к власти и получив в свои руки средства производства, станет добросовестно трудиться, поскольку это будет в его собственных интересах. В.И. Ленин более трезво смотрел на пролетариат, в силу чего еще до революции употребил понятие "сознательный рабочий", предполагающее, следовательно, и наличие иных рабочих.

Конечно, основная масса рабочих действительно с новой силой взялась за труд на предприятиях, перешедших в их руки. Однако нашлось немало и таких, которые сочли, что если теперь власть принадлежит им, то можно не работать или работать спустя рукава. Так с самого начала заявила о себе проблема производительности труда и трудовой дисциплины, которая останется постоянной на протяжении всей истории советского права.

За решение этой проблемы взялись сами рабочие. Предприятия Петрограда, Москвы, Урала разработали свои правила внутреннего распорядка. Установление новой, социалистической трудовой дисциплины и соблюдение законодательства о труде, особенно при сохранении частных и акционерных предприятий, требовали большой воспитательной работы. 1 апреля 1918 г. на заседании Президиума ВСНХ был обсужден проект закона о трудовой дисциплине, выработанный Всероссийским Советом Профессиональных Союзов на базе тех документов революционного творчества рабочих, которые принимались на местах еще накануне Октября в связи с установлением рабочего контроля над производством.[4]

Таким образом, уже в первый период существования новой власти стала складываться определенная система советских правовых норм, регулирующих трудовые отношения.

3. Декреты о браке и семье

До революции нормы семейного права считались частью гражданского и содержались в Своде законов гражданских. Это подчеркивало приоритет имущественных прав в семейно-правовом регулировании. Характер брака как гражданско-правовой сделки не менялся и от того, что большое место в семейном законодательстве занимали канонические нормы, обращенные как будто не к презренной материи, а к душе.

Советское государство осуществило подлинную революцию в области семейного права. Разрушив дореволюционное законодательство о браке и семье, закреплявшее неравноправное положение женщины, ее зависимость от мужа. Ни одно буржуазное государство этого периода не представляло женщине всех тех прав и свобод, которые были установлены советской властью в самое короткое время. Первые Декреты советской власти о браке и семье были разработаны с непосредственным участием В.И. Ленина и подписаны им. 18 декабря 1918 г. был издан Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке , о детях и о введении книг актов гражданского состояния», а 19 декабря 1917г. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака». Декретом ВЦИК и СНК «О расторжении брака», введенного в действие с 01 января 1918г. предусматривалась полная свобода развода по обоюдному согласию супругов или даже по заявлению одного из них. В.И. Ленин в статье «Советская власть и положение женщины» писал: «…буржуазная республика не дала ни полного равенства с мужчиной по закону, ни свободы от опеки и от угнетения мужчины».[5]

Благодаря этому Декрету был ликвидирован старый дореволюционный порядок бракоразводного процесса. Признававший только внешние обстоятельства, делавшие невозможным дальнейшее продолжение брака. Причем перечень этих обстоятельств был исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал. Это, в частности, супружеская измена, осуждение одного из супругов к каторжным работам, к ссылке на поселение в Сибирь, неизвестное отсутствие одного из супругов, одновременное вступление в монашество обоих супругов. Дела о разводе рассматривались церковными судами.

Согласно Декрету ВЦИК и СНК дела о разводе рассматривались только местными судами. Все дела о расторжении брака, которые к моменту издания Декрета рассматривались церковными судами, или находились у духовных должностных лиц и решения по которым не вступили в законную силу, признавались ликвидированными. Супругам предоставлялось право подать просьбу о расторжении брака, по новым правилам не дожидаясь решения церковного суда по прежнему делу.

Просьба о разводе рассматривалась судьей единолично с обязательным заслушиванием каждого из супругов. И если в суде подтверждалось желание супругов или одного из них расторгнуть брак, судья принимал постановление о расторжении брака. Одновременно решался вопрос о том, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, кто и в какой мере из супругов должен нести материальные расходы по воспитанию детей, и обязывали мужа оказывать материальную помощь своей бывшей супруге.

Одновременно с Декретом «О расторжении брака» ВЦИК и СНК принял другой Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», который полностью отстранил церковь от участия в регистрации актов гражданского состояния. «Российская республика, - говорилось в Декрете, - впредь признает только гражданские браки». Церковный брак наряду с обязательным гражданским являлся частным делом лиц, вступающих в брак.

Были сняты и некоторые другие ограничения, которые устанавливало дореволюционное законодательство. В частности, для вступления в брак не требовалось согласия родителей или разрешения начальства. Никакого значения для регистрации брака не имели вопросы принадлежности к тому или иному сословию, национальности, религии. Был отменен и запрет брака между лицами, состоявшими в отдаленном родстве.

По новому законодательству браки не допускались между лицами , не достигшими установленного законом возраста, между родственниками по прямой линии, а также братьями и сестрами, между лицами состоящими в браке, и умалишенными. Брачный возраст устанавливался для мужчин-18 лет, женщин-16 лет. Исключение делалось в отношении коренных народностей Закавказья. Для них брачный возраст снижался (соответственно до 16 и 13 лет).

Желающие вступить в брак должны были лично прийти в органы регистрации браков и дать подписку о добровольном вступлении в брак и об отсутствии обстоятельств, препятствующих его заключению. За дачу заведомо ложных показаний виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности, а брак признавался недействительным. Лицам, вступившим в брак, выдавалось незамедлительно свидетельство о браке. Декрет о браке устанавливал равноправие мужчин и женщин в области семейных отношений, уравнивал Внебрачных детей с детьми рожденными в браке и разрешал по заявлению матери ребенка, или его опекуна, или самого ребенка доказывать по суду отцовство. В процессе проведения Декретов в жизнь, церковь оказывала сопротивление. Собор церковных иерархов состоявшийся 04 марта 1918 г., принял специальное постановление в защиту своего права регистрировать и расторгать браки. Граждане, принадлежавшие к православной религии и прекратившие по новому закону брачный договор, объявлялись преступниками и подвергались церковной анафеме.

На первых порах граждане России заключали гражданские браки достаточно редко, Даже в Москве в январе 1918 г. было зарегистрировано только 8 браков, в июле - 33 брака, а всего к августу – 1316 браков. Зато гражданские разводы пользовались большой популярностью. В январе 1918 г. в суды Москвы было подано 98, а к августу – 4913 заявлений. Заявления о разводе в равной степени исходили как от мужчин, так и от женщин.

Декреты о браке и семье 1917 г. сыграли исключительно важную роль. Они способствовали коренному преобразованию брачно-семейных отношений на социалистических началах, высвобождению их из-под влияния церкви, устранению неравноправного положения женщины в семье, бесправию детей. Как писал В.И. Ленин «Советская власть первая и единственная в мире уничтожила полностью все старые, буржуазные, подлые законы ставящие женщины в неравноправное положение с мужчиной, дающее привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отношения к детям».[6] Декреты 1917 г. определили принципы и основные моменты правового регулирования брака и семьи. Они заложили фундамент советских семейных законов.

4. Декреты о суде № 1, 2, 3

Декреты о суде — нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917—1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.

Необходимость в принятии таких декретов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции.

Другой причиной послужило то, что «на местах» сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании». При этом продолжали действовать судебные органы, оставшиеся со времён Российской империи и Временного Правительства, — судебная система во главе с Правительствующим Сенатом.

Все эти обстоятельства привели к тому, что создание новой судебной системы стало одной из первоочередных задач Советской власти.

В этот период было принято несколько декретов и иных документов, регламентирующих судоустройство в РСФСР, но наибольшую известность получили Декреты о суде №№ 1, 2 и 3.