Смекни!
smekni.com

Предмет истории правовых учений (стр. 3 из 3)

Проблемы гос. и права занимали немалое место в представлениях теоретиков социализма и коммунизма.

25.Философские и социальные предпосылки марксизма. Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в.Политико-правовая теория Карла Маркса и Фридриха Энгельса складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом.

Французский социализм является одним из источников марксизма. основные интересы и научные изыскания относились к сфере
экономии. К другим философским предпосылкам марксизма можно отнести английскую политэкономию, а также философию Гегеля.

Основным исходным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — экономическая структура общества, совокупность производительных сил и производственных отношений. Надстройка – мораль, право, культура, другие нематериальные объекты окружающей действительности.Социальными предпосылками марксизма стало то, что в 40-е гг.XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. 12,14часовой рабочий день, использование детского труда и другие характерные черты экономических отношений той эпохи требовали устранения.

26. Государство и право в марксистской идеологии. Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности .По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер. Классовый подход к государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской коммунистической революции "Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии". Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами.

27.Радикализм в России. Идеи народнического социализма А. Герцена.Он воспринял сельскую общину как главный опорный элемент в создании русского социализма.В общинных хозяйственных и административных началах он видел черты социалистического коллективизма.Однако Герцену были видны и негативные стороны общинных порядков — поглощение личности миром (общиной), как и во всех других случаях «неразвитого коммунизма». Выход он видел в использовании западной науки, призванной оказать на крестьянский быт опло­дотворяющее воздействие. Социализм Герцена народнический и индивиду­алистический. Он не делает между личностью и индивидом, между человеком и граждани­ном. Однако хорошо чувствует и передает опасность мещанства, торжествующего и угрожающего образованному меньшинству.

28.Идеи коллективистского анархизма (М. Бакунин). Бакунина- идеи коллективистского анархизма. Бакунин одним из первых выставил ряд аргументов против сложившихся порядков и нравов в русской общине. Использование бунтовского и опыта русского крестьянства-основная мысль автора, ведущая к построению социализма..Отрицательное отношение к законам и законода­тельному регулированию. Все юридические законы, в отличие от законов природы являются, по Бакунину, внеш­не навязанными, а потому и деспотическими. В противопоставлении чело­веческого права и государственных законов Бакунин опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей.

Важнейшей гарантией обеспечения дела свободы Бакунин считал контроль над государственной властью. Таким образом, необходимо совершить социальную революцию – а значит, разрушить все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь государство.

29.Русский либерализм (Б. Чичерин, Н. Коркунов). Государство, по Чичерину,союз наро­да, связанного законом в одно юридическое целое и управляе­мого верховной властью для общего блага. Частное благо-цель гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного по­рядка, определяет и защищает права и свободы. Коркунов Н.М. Основа права — в индивидуальном сознании, в ко­тором Коркунов различает субъективный и одновременно со­циально-психологический аспекты. В качестве регулятора должного и упорядоченного общественного отношения право действует и воспроизводится объективно. Философия,по мнению автора, существует как обобщенное знание других дисциплин.

30.Консерватизм в русской истории правовых учений (Н. Данилевский, К. Леонтьев, Ф. Достоевский, В. Соловьев).Данилевский высоко оценивал значение свободы слова, считая ее естественным правом. Данилевский говорил о неспособности русского народа стать свободным народом.Леонтьев больше всех был озабочен опасностью перемен для самобытности и цельнос­ти народа, опасностями надви­гающегося либерального прогресса. Достоевский недоверие к социализму,бази­рующемуся на предположении о возможности переделать чело­веческую природу.Соловьев пришел к убеждению о необходимости преодолевать национальный эгоизм, что приведёт к успеху. В обсуждении проблем организации теократии Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры: священники, князья и начальники и народ земли. Правовая теория Соловьева базируется на идеях естественного.

31.Чистая теория права Г. Кельзена. Теорию государства сводит к государственному праву. Государство - высшее понятие в смысле нормативного господства (не является предметом социологического изучения;). Государство - орган международно-правовой общности .Суверенитет - независимость одной правовой системы от другой.Критикует марксистское понимание сущности государства. Правоведение должно освободиться от идеологии и увлечения другими науками, перестать заимствовать у них ложные для юриспруденции методы и обратиться к формально-догматическому подходу, изучая объективное, а не субъективное право.Использование позитивистской методологии позволило ему создать основы чистого учения о праве как теории позитивного права. Общие нормы отождествляет с применением права.Ступенчатость права преследует цель представить любую норму права и любое распоряжение государственного органа или должностного лица как вывод из конституции и даже из постулируемой основной нормы.Чистая и ступенчатая концепция устраняет традиционный правовой дуализм.

32.Социологическая юриспруденция. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (социологическая школа права) - направление в современной теории права. Формирование С.ю. началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. Социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - в результате применения социологических понятий и методов в области юридических наук. Современные исследователи проводят поэтому различие между социологией права и С.ю. В состав социологии права обычно включают учения, созданные как социологами, так и юристами. Крупнейшие социологи XX в. - М. Вебер, Т. Парсонс. Ж. Гурвич, Н. Луман и др. - активно разрабатывали проблемы истории и теории права и выдвинули оригинальные правовые доктрины. Термин "С.ю." употребляется в более узком смысле - для обозначения социологически ориентированных концепций, созданных представителями юридической науки.

33.Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Л.И. Петражицкий был одним из самых выдающихся теоретиков права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права. В творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея аксиологически наполненного права, существующего независимо от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте.

34.Возрожденное естественное право. Теория справедливости Дж. Роулса.Дж.Роулсосновывает теорию справед.на аристот.концепции распредел. справед.Р использует понятие «первич.блага».Сюда он включ.свободу,равные возмож,определ.уровень матер.достатка.Всё это обеспеч.чел.его самостоят.распоряж.благами.Огр.значение он придает установл.принципов справед.распредел.1принцип он счит. требование, чтобы каждый чел.в равной степени обладал основными пр. и св.Система индивид.прав и свобод должна совпадать со всеобщей св,ее огранич. может быть оправданно в целях ее защиты.2пр-треб.равенства как равного облад.св.и равн.распред.благ.Этот пр.равных возможностей нацеленный на устранение неравенства,возник.на основе богатства или рождения.